Нос, или заговор «не таких». Обсуждение по Zoom с режиссёром Андреем Хржановским
Показ фильма и zoom-встреча с режиссёром Андреем Хржановским
Ведущий – киновед, руководитель Киноклуба Ельцин Центра Вячеслав Шмыров.
- Режиссер и продюсер: Андрей Хржановский
- Сценарий: Юрий Арабов, Андрей Хржановский
- Жанр: анимация, драма, биография, музыкальный, гротеск
О фильме:
В основе анимационного фильма – два величайших творения русского гения: повесть Николая Гоголя «Нос» и одноименная опера, написанная в конце 1920-х гг. Дмитрием Шостаковичем.
Этот фильм посвящен пионерам, новаторам в науке и искусстве. Людям, которые опережали свое время. И, что самое главное, имели бесстрашие идти против течения. Ценой собственного благополучия, а зачастую и жизни.
12 марта
19.00
Кино-конференц-зал
Стоимость билетов: 300 р.
16+
Официальный трейлер
Награды и номинации:
- Лонг-лист премии «Оскар» в категории «Лучший полнометражный анимационный фильм»;
- Приз жюри «За лучший полнометражный фильм» на Международном фестивале анимационных фильмов в Анси;
- Номинация Европейской киноакадемии в категории «Лучший анимационный фильм»;
- Фильм открытия ОРКФ «Кинотавр» (Приз А. Ю. Хржановскому «За выдающийся вклад в кинематограф и преодоление границ между разными видами искусства кино»);
- Официальная программа МКФ в Роттердаме
Андрей Хржановский, кинорежиссер
Родился 30 ноября 1939 года в Москве в актерской семье. В 1962 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Л. Кулешова и А. Хохловой) и стал работать в анимационном кино. Снял фильмы «Жил-был Козявин» (1966), «Стеклянная гармоника» (1968, выход в прокат — 1988), «Бабочка» (1972, приз МКФ в Хихоне, Испания), «В мире басен» (1973), «Дом, который построил Джек» (1976, приз МКФ в Оберхаузене, ФРГ), «Школа изящных искусств» (1987 — 1990), «Долгое путешествие» (1997) и др. В 1986 году получил Государственную премию РСФСР за цикл фильмов по рисункам А. С. Пушкина: «Я к вам лечу воспоминаньем...» (1976) — «И с вами снова я...» (1980) — «Осень» (1982). Созданный в 1995 году фильм «Лев с седой бородой» был удостоен наград МКФ в Лос-Анджелесе, Хиросиме, Кракове, Петербурге и др. Трижды удостаивался премии Российской академии кинематографических искусств «Ника» за фильмы «Лев с седой бородой», «Полтора кота» (2002), «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» (2009).
Народный артист РФ (2011). В 2020 году на ОРКФ «Кинотавр» в Сочи получил почетный приз «За выдающийся вклад в кинематограф и преодоление границ между разными видами искусства кино».
О фильме
Резо Габриадзе:
«Когда я смотрел этот фильм, я думал, что это – рождение нового кино. Это кино, которому еще нет названия. Я почувствовал себя зрителем столетней давности, когда люди впервые увидели двигающегося человека на экране. Впечатление очень сильное. Хочется поздравить мастера с этой картиной. Это очень молодое, это очень новое искусство!»
Чулпан Хаматова:
«Многожанровость этой картины, это удивительное внедрение то ли кино в мультипликацию, то ли мультипликации в кино — совершенно новый уровень осмысления художественного фильма как произведения искусства. Какая-то очень свежая вещь получилась у Андрея Юрьевича — свежая, современная, с шероховатостями, в ней много недосказанности и какой-то чудесной небрежности, но при этом точно выверенной. Для меня это фильм о тех людях, которым чуждо равнодушие: их сердца отзываются на боль сегодняшнего дня и боль прошлого, они не безразличны ко всему — к жизни, к памяти, друг к другу. Как человек, живущий в России, я благодарна Андрею Юрьевичу за то, как он смог вывести тему несвободы художника и ее осмысление на такой уровень. Это очень важно, чересчур важно — особенно сегодня. У меня будто бы вынули сердце, промыли его и посадили обратно».
Леонид Федоров:
«Картина «Нос, или Заговор «не таких”» показывает ужас и абсурдность тоталитарного режима. Ее посыл, как мне кажется, в том, что нужно помнить о нашем уродливом прошлом, но красота все же спасет мир. Этот фильм потрясает своей музыкальностью и точностью образов».
Наум Клейман:
«Новый фильм Андрея Юрьевича Хржановского не только сделан в школе-студии «Шар», но и сам построен как шар, который расширяется во все стороны. Здесь все переплетено: искусство, личность художника, история, политические перипетии… Фактически это некое единое сложносочиненное целое, где одно переходит в другое. Мне кажется, это вообще очень характерно для манеры Андрея Юрьевича — начиная с той «пушкинской трилогии», которую он сделал когда- то. Эта манера все более усложняется и заостряется, я бы сказал. Это выходит за рамки чистой анимации. Это одновременно и анимационный, и документальный, и игровой фильм. Все виды кинематографа здесь переплетены. Как и все образы и материи этого фильма. В этом смысле фильм очень поучительный. Он обречен на то, чтобы его изучали, а не только смотрели».
Антон Долин, «Медуза»:
«Художественная плотность и концептуальная цельность «Носа, или Заговора «не таких» настолько высоки, что после конца сеанса хочется немедленно посмотреть фильм сначала вновь, только перед этим отдышаться. Это даже не кино «какого сегодня не делают», а уникальная, единственная картина, в которой кинематограф и анимация по выразительности и глубине ни в чем не уступают «старшим» музыке и литературе. А вместе — бросают вызов неумолимой истории, всемогущему забвению и самим законам тяготения».