«Невидимые участники: плюсы и минусы партиципаторных проектов в искусстве»
В рамках Недели (не)видимой инвалидности.
В конце XX века в культуре распространилось направление социально ангажированного искусства. Художники стали привлекать к участию в проектах зрителей; музеи, галереи и театры стали больше, чем хранилищем культурных ценностей, — они стали местом для диалога между «показывающим» и «смотрящим».
Помимо проектов, направленных на вовлечение рядового зрителя, который становится соавтором произведения, возникло партиципаторное направление, в котором художники и кураторы сосредоточились на освещении жизни маргинализированных, уязвленных групп, относительно которых в обществе существуют устойчивые негативные предрассудки: пострадавшие от насилия, люди с инвалидностью, заключённые.
Идеальным результатом в таких проектах является приобщение зрителя к чужому опыту, подсвечивание социальных проблем, которые уходят из поля зрения. Однако нередко художественное высказывание эстетизирует уникальный опыт закрытых сообществ.
В своей лекции Алена Левина проанализирует мировые и российские партиципаторные практики, направленные на взаимодействие с маргинализированными, сегрегированными группами и сообществами.
Лекция затронет следующие вопросы:
- Можно ли автору без опыта угнетения рассказывать об угнетенной группе?
- Как реагировать на критику проекта со стороны активистов и помогающих специалистов?
- Как партиципаторные проекты могут менять уже сложившиеся системы социальных связей?
- Какие существуют архетипичные персонажи с инвалидностью в искусстве, театре, литературе?
- Примеры интеграции актеров, художников с инвалидностью в профессиональное сообщество.
Алёна Лёвина — художница, куратор инклюзивных проектов, исследовательница социальной модели инвалидности в культурной среде. Сокуратор проекта «Истории, которых не было», координатор проекта «Инвагёрлс», соосновательница объединения «Женщины. Инвалидность. Феминизм».
22 октября, 19:00
Медиазал
Вход свободный, по регистрации
Возраст: 16+