29НОЯ 2020

Над Арктикой, Поход ледокола «Садко», Арктический рейс

Вход свободный, по регистрации
14:30 – 15:50
Кинозалг. Екатеринбург, ул. Бориса Ельцина, д. 3 (1 этаж)

«Над Арктикой»

Фильм о трансатлантическом перелете лётчика Ф.Б.Фариха.

  • 1937 г.
  • Киностудия: Московская студия кинохроники
  • Режиссер: Ф. Киселев
  • Оператор(ы): Е. Ефимов
  • Другие создатели: Ф. Киселев, А. Гран, Д. Овсянников.

В 1937 году для освоения новой трассы был организован трансатлантический перелет, протяженностью в 24 000 км. С 9 февраля по 10 июня на двухмоторном Н-120 (АНТ-4) лётчик Фабио Фарих преодолевает маршрут: Москва–Свердловск–Красноярск–Иркутск–Якутск–мыс Шмидта–остров Врангеля– мыс Челюскина–остров Диксон–Амдерма–Архангельск–Москва. Имея ориентиром то железнодорожное полотно, то очертания береговой линии, он преодолел снегопады и туманы, морозы, болтанки и низкую облачность. Пролетел через район так называемого полюса холода, где морозы достигают – 60° С. Перелет длился 145 летных часов с 47 посадками.

На время полета газета «Вечерняя Москва» оформляет летчика спецкорром, и Фарих честно высылает в редакцию свои корреспонденции со всех точек пройденного маршрута. И вот, он, наконец, возвращается. Программа выполнена на «все 100». Но… «фанфар и литавров» не будет: в Москве траур – умерла сестра В.И. Ленина. Естественно, пышной встречи не получилось. Но на груди пилота засверкал теперь еще и орден Ленина – высшая награда страны. Наградами были отмечены и члены экипажа Фабио Фариха. В те годы его имя писалось в одной строке вместе с летчиками Чкаловым, Водопьяновым, Шевелевым, Леваневским и Ляпидевским, Чухновским.

Фабио Брунович Фарих родился в Петербурге 26 мая 1896 года. Его отец Бруно Васильевич Фарих вёл своё происхождение от прибалтийских немцев, мать Жанетта Ивановна Фарих (урождённая Гарднер) была родом из Англии.

В 1918 году Фабио Фарих ушёл добровольцем в Красную Армию, в конце 1921 года демобилизовался.

В 1928 году окончил Московскую школу бортмехаников и перевёлся на север. В 1928—1939 годах Фабио участвовал в многочисленных арктических вылетах.

В ноябре 1939 года майор Фарих был призван в ряды ВВС. На бомбардировщике ТБ-3 совершил двадцать боевых вылетов на тылы финской армии. Во время Великой Отечественной войны был подполковником, совершил восемнадцать боевых вылетов в глубокий тыл немецкой армии, испытывал новые типы самолётов. В 1944 году он был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.

В послевоенные годы Фабио Фарих продолжил работу на воздушных трассах Арктики (в честь него в Ненецком автономном округе назван рыболовецкий участок — деревня Фариха).

1 июля 1948 года он был арестован и осуждён на 25 лет исправительно-трудовых лагерей. Лишь 26 июля 1956 года Фарих был освобождён, полностью реабилитирован и восстановлен на лётной работе.

В 1957 году ушёл из воздушного флота по состоянию здоровья. Умер в Москве 2 июня 1985 года, похоронен на Новодевичьем кладбище

«Поход ледокола "Садко"»

Арктическая экспедиция на ледоколе "Садко" по исследованию глубоководных районов Арктического бассейна 1935 года.

  • 1935 г.
  • Киностудия: Союзкинохроника
  • Режиссер: О. Подгорецкая
  • Оператор: В. Ешурин
  • Другие создатели: Н. Бертран, А. Ройтман

Основным затруднением в освоении Севморпути были и остаются морские льды. Заблаговременное предвидение их количества, расположения и проходимости в навигационный период является залогом успеха морских операций. Однако для ледового прогноза еще недостаточно наблюдений метеорологических станций. Помимо этого, необходимо понимание океанологических процессов. А для такого понимания необходима прежде всего более или менее верная географическая карта.

К 1935 г. между Землей Франца-Иосифа и Северной Землей на географической карте оставалось громадное белое пятно. Оно простиралось приблизительно от 79-й параллели на север вплоть до пути дрейфа экспедиции Нансена на “Фраме”. Поэтому одной из основных задач экспедиции 1935 г. на “Садко” было обследование северной части Карского моря и, по возможности, выход в этом районе на большие глубины Северного Ледовитого океана. Ведущими задачами экспедиции являлись гидрографические и гидрометеорологические работы. Но единственно правильным и современным методом всяких работ в море является метод комплексного изучения. Поэтому для участия в экспедиции были приглашены специалисты разных профилей, много плававшие в Арктике.

Ледокольный пароход «Садко» построен в Великобритания для железнодорожной компании «Рид Нюфендлэнд Компани» в 1913 году. Именован «Линтрос» в честь шотландской местности. С 1913 по 1915 год работал в качестве почтово-пассажирского парома в районе Ньюфаундленда, имея 80 пассажирских мест первого класса и 150 мест второго класса.

В 1915 году был приобретён русским правительством и переименован в «Садко».

16 июня 1916 года при перевозке груза «Садко» затонул в Кандалакшской губе, наскочив на подводный камень.

14 октября 1933 года поднят и 9 июля 1934 года состоялся первый выход «Садко» в море после ремонта.

Летом 1937 года ледокол был направлен для помощи судам в Карском море и море Лаптевых. Попытка преодолеть льды оказалась неудачной и «Садко» также оказался блокирован льдами. «Садко» освободился от ледового плена только в сентябре 1938 года с помощью ледокола «Ермак».

11 сентября 1941 года, на пути из Диксона на Землю Франца-Иосифа, «Садко» наскочил на ранее неизвестную подводную банку вблизи островов Известий ЦИК в Карском море и затонул. Погиб один человек, остальной экипаж спасён ледоколом «Ленин». Капитан ледокола А. Г. Корельский был обвинён во вредительстве и расстрелян.

«Арктический рейс»

  • 1933 г.
  • Киностудия: Востоккино
  • Режиссер и оператор: Г. Блюм

Западно-Таймырская экспедиция под руководством И. А. Ландина на шхуне «Белуха».

Западно-Таймырская экспедиция Управления полярной авиации Главсевморпути занималась исследованием западного побережья Таймырского полуострова с целью определения наилучших мест для посадок гидросамолётов. Экспедиция, которой руководил И.А. Ландин, за 23 дня работ открыла десятки островов, уточнила координаты ранее открытых, успешно провела разведку побережий ряда островов, для безопасной навигации построила и выставила 20 знаков и вех, вела геологические сборы, и изучила возможности расширения пушных и зверобойных промыслов, выявила места возможного базирования гидросамолётов.

24 сентября судно экспедиции шхуна «Белуха» наскочила у острова Белый на необследованную банку. Судно получило до 15 ударов о грунт, потеряло руль, дало течь в машинном отделении. Несмотря на аврал и помощь команды парохода «Аркос», в 10 часов утра 25 сентября "Белуха" затонула. Люди, все материалы работ экспедиции и ценное имущество были спасены''. В той экспедиции на "Белухе" работал кинооператор Георгий Блюм. 5 марта 1934 г. газета "Известия" сообщила, что кинофабрика «Востокфильм» заканчивает работу над кинокартиной о Западно-Таймырской экспедиции.

Сведений о выходе фильма на экраны не обнаружено. В 2019 г. при работе над проектом «Неизвестные герои Севера» фильм был обнаружен в Красногорском архиве кинофотодокументов и будет демонстрироваться в рамках «Недели Арктического кино».

Иван Ландин родился в городе Покров. После Октябрьской революции пошёл на службу в Красную Армию. Участвовал в боях Гражданской войны. Неоднократно отличался в боях. Во время штурма крепости в Старой Бухаре 1 сентября 1920 года Ландин на своей бронемашине скрытно подъехал к крепости и открыл огонь на подавление по её бойницам, лишив противника возможности контратаковать советские части. Приказом РВС Республики в 1921 году Ландин был награждён орденом Красного Знамени. В 1922 году был награждён вторым орденом Красного Знамени.

В 1930 году руководил авиаисследовательской экспедицией ГВФ на Камчатке. В 1931—1932 годах руководил Северо-восточной полярной экспедицией, участвовал в разведке авиационных трасс от мыса Дежнёва до порта Тикси.

15 марта 1937 года И. Ландин был арестован органами НКВД СССР по обвинению в причастности к «контрреволюционной террористической организации». 11 января 1938 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила его к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор был приведён в исполнение в тот же день. 28 ноября 1957 года Военная коллегия Верховного Суда СССР своим решение посмертно реабилитировала Ландина.

В честь Ландина назван пролив в Карском море, отделяющий острова Каминского от материка.

29 ноября

14.30 – 15.50

Кино-конференц-зал

Вход свободный, по регистрации

12+


«Неизвестные герои Севера», серия фильмов про освоение Арктики.

В цикле «Неизвестные герои Севера», реализуемом АНО Студия «Позитив-фильм», который получил поддержку Фонда президентских грантов в 2018 и 2019 гг., мы рассказываем о людях, чьи судьбы были связаны с освоением русского (советского) Севера и Северного морского пути.

Так получилось, что те, о ком мы хотим поведать оказались в тени своих хорошо известных коллег – Вилькицкого, Седова, Шмидта, Папанина, Воронина, Чухновского. Но вклад этих полярников в историю освоения Севера России был не менее значителен.

Наш проект направлен на восстановление исторической памяти о малоизвестных героях Северных Одиссей. Проект реализуется студией «Позитив-фильм» - художественный руководитель н.а. РФ Алла Сурикова. Фильмы для показа предоставлены Российским государственным архивом кинофотодокументов (РГАКФД).

Автор и продюсер проекта – кинорежиссёр, член СК РФ Борис Дворкин.

Расписание показов:

28 ноября

Фильм о героическом походе ледокола «Александр Сибиряков» через Арктику на восток, по Северному морскому пути, из Белого моря в Тихий океан.

Поход ледореза «Ф. Литке» по великому Северному морскому пути.

29 ноября

Фильмы о трансатлантическом перелете лётчика Ф.Б.Фариха, Арктической экспедиции на ледоколе «Садко» по исследованию глубоководных районов Арктического бассейна 1935 года и Западно-Таймырской экспедиции под руководством И. А. Ландина на шхуне «Белуха».

Фильм посвящен экспедиции на дрейфующей станции «Северный полюс – I» под руководством И. Д. Папанина, воздушной экспедиции по организации «СП-I» под руководством О. Ю. Шмидта.

Фильм рассказывает о трагическом рейсе парохода «Челюскин».

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.