Мольберт писателя. К 100-летию Фридриха Дюрренматта
К 100-летию со дня рождения швейцарского писателя и драматурга Фридриха Дюрренматта (1921 – 1990) Центр Дюрренматта (Centre Dürrenmatt Neuchâtel) и Посольство Швейцарии в России представляют выставку репродукций его рисунков и литографий. В основе проекта – выставка «Dürrenmatt als Zeichner und Maler – Ein Bildwerk zwischen Mythos und Wissenschaft», организованная Фондом «Замок Шпиц» (Stiftung Schloss Spiez, Швейцария) в сотрудничестве с Центром Дюрренматта и проходившая в замке Шпиц с 4 июля по 25 октября 2020 года.
Фридрих Дюрренматт принадлежит к числу писателей, чье творчество определило пути развития мировой литературы второй половины ХХ века. Пройденный им путь – это сорок лет непрерывных творческих поисков, результатом которых стали всемирно известные драмы, многочисленные новеллы, эссе, автобиографические произведения – более четырнадцати томов прозы, не считая произведений для театра и радиопьес.
Менее известна другая сторона Дюрренматта – его замечательный талант рисовальщика. В своих «драматургических» картинах Дюрренматт часто заимствует мотивы из мифологическо-религиозных традиций. Коллекция Центра Дюрренматта насчитывает около 1000 картин и различных тетрадей.
Будучи студентом первых курсов, Дюрренматт писал своему отцу в 1941 году: «Речь идет не о том, чтобы решить, стану ли я практикующим художником или нет, потому что это не решается, человек становится художником из необходимости. [...] Для меня проблема совсем в другом. Должен ли я рисовать или писать? Меня тянет и к тому, и к другому».
Выставка «Мольберт писателя. К 100-летию Фридриха Дюрренматта» представляет репродукции рисунков и литографий Дюрренматта, созданных на протяжении всей жизни, – от детской карты звёздного неба до «Распятия» 1990 года.
Детство в деревне, греческая мифология и христианское воспитание в пасторской семье, интерес к астрономии и теории эволюции на протяжении всей жизни во многом определили проблематику произведений швейцарского писателя. В работах Дюрренматта-художника также отразились все ведущие темы его творчества, часто связанные с попыткой соотнести образное и научное познание действительности. Обреченная Вавилонская башня и американские небоскрёбы; Атлант, удерживающий небесный свод от падения, и современная астрофизика; пленник лабиринта Минотавр и репродуктивная медицина. Не упускает ли что-то современная наука, отказавшись от неисчерпаемости мифа? Не ускользает ли научная истина от человека, скованного застывшими мифологическими представлениями?
Рисунки и литографии Дюрренматта, показанные в историческом, естественнонаучном, теологическом и этическом контексте, распределены по девяти тематическим разделам. Такая структура выставки помогает лучше понять взаимодополняемость изобразительного искусства и литературного творчества Фридриха Дюрренматта.
29 сентября – 24 октября
Вход свободный
Образовательный центр, 3 этаж
0+
Время работы: пн–вс 10:00–21:00