
Голос женщины
Ельцин Центр, Посольство Швейцарии в России и Музей дизайна Цюриха представляют выставку плакатов «Голос женщины», посвященную истории борьбы за избирательное право женщин в Швейцарии.
«Одни считают феминизм великим достижением, другие – проклятием. Лишь немногие воспринимают его со спокойствием тех, кто понимает: мир не полетит в тартарары просто потому, что женщины работают в банке, занимают высокий пост на государственной службе и время от времени выходят на улицу, чтобы бросить бумажку в избирательную урну. (...) Не считая, что мы, женщины, должны преобразовать мир и ошеломить века, я придерживаюсь мнения, что голос женщин отсутствует во многих дискуссиях, и что их мышление поможет уравновесить всеобщую справедливость».
Эта цитата взята из единственного текста, в котором авангардная поэтесса и писательница Альфонсина Сторни (1892–1938) упоминает Швейцарию. Она родилась в Тичино и эмигрировала в Аргентину вместе с родителями в 1896 году. С 1919 по 1920 год Сторни вела колонку Feminidades в аргентинском журнале La Nota, где высказывалась по женским вопросам в критическом и ироничном тоне. Она написала эти строки в 1919 году – в том же году, когда в Швейцарии на кантональном уровне впервые было проведено голосование за избирательное право женщин.
Уже в конце XIX века швейцарские женщины боролись за юридическое, социальное и экономическое равенство в рамках различных движений и ассоциаций. После Первой мировой войны этот вопрос стал неотъемлемой частью политической повестки. В период с 1919 по 1959 год мужчины в различных кантонах и полукантонах около 25 раз голосовали против женского избирательного права. Только в 1971 году женщины смогли одержать победу.
Плакаты из коллекции Музея дизайна Цюриха (Museum für Gestaltung Zürich), призывавшие голосовать за и против женского избирательного права, отражают противоположные взгляды швейцарцев, которые Сторни лаконично называет словами «прогресс» и «проклятие».
Плакаты 1920 года в поддержку избирательного права для женщин, в том числе созданные женщинами-дизайнерами, изображают классические роли и гендерные стереотипы, но при этом выступают за равные права. Однако не случайно, что до сих пор часто ссылаются на плакат Отто Баумбергера, на котором политика лишает женщину женственности, превращая ее в непривлекательную гарпию и ставя под угрозу традиционный социальный порядок. В течение многих лет противники женского избирательного права придерживались одной и той же логики: женщины пренебрегают своим истинным призванием жены, матери и домохозяйки, когда начинают заниматься политическими вопросами.
Когда в 1971 году избирательное право для женщин было наконец принято, на улицах перед голосованием не было ни одного плаката против такого решения. Однако в послании единственного плаката того времени «за», хранящегося в коллекции Цюрихского музея дизайна, использовалась патерналистская риторика. Тем не менее, это была большая победа на пути к равенству мужчин и женщин в Швейцарии. О том, что впереди еще много сражений, свидетельствует прошедшая 14 июня 1991 года Женская забастовка, которая прошла с огромным размахом в 2019 году и с тех пор проводится ежегодно.
7 марта – 10 апреля
Вход свободный
Холл кино-конференц-зала
Время работы: пн–вс 10.00 – 21.00
0+

