Кинопоказом фильмов выдающегося режиссера Марлена Хуциева 4 февраля откроет свою работу Киноклуб Ельцин Центра в Екатеринбурге.

Предполагалось, что Киноклуб откроется встречей с выдающимся режиссером Марленом Хуциевым и показом уникального материала: авторской (без цензуры) версии фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича», документального фильма «Люди 1941 года» и материалов нового неоконченного фильма «Невечерняя».

Однако творческая встреча с Марленом Мартыновичем Хуциевым переносится на май этого года. Что не отменяетпрограмму кинопоказа, намеченную на 4 февраля.

Билеты, приобретенные на творческий вечер Марлена Хуциева, дают право посещения обоих вечеров – 4 февраля (17.30) и в мае. О новых сроках встречи с Марленом Мартыновичем будет сообщено

Над созданием киноклуба вместе с коллективом Центра сейчас работает киновед, продюсер, член Российской академии кинематографических искусств, лауреат премии Москвы Вячеслав Шмыров.

Киновед Вячеслав Шмыров в Ельцин Центре

Фото Любови Кабалиновой

– Зачем и для кого создается Киноклуб Ельцин Центра?

– Когда киноклубы создавались в советское время (прежде всего на волне «оттепели»), они были центрами нонконформизма. Кино же давало возможность увидеть «большой мир», который в целом был закрыт для советского человека. С наступлением эры перестройки необходимости в этих функциях уже не стало. Сохранилась чистая синефилия – удел эстетов и интеллектуалов, которых по определению не может быть много.

А сейчас времена в некотором смысле возвращаются, как и необходимость для общества в целом нонконформизма. Конечно, коммуникативные возможности социальных сетей огромны, и просто так их не переплюнуть, но в этой «огромности», как правило, тонут конкретные названия, имена, сюжеты, тенденции, которые могут быть интересны именно вам, а не всем остальным. Особенно, если речь идет о российском кино, представления о котором неверно формируют сегодня бросовые телесериалы или напротив – амбициозные блокбастеры российского разлива.

Так что киноклуб – это и живое общение, и квалифицированное информирование, и творческое и гражданское самоопределение, если угодно, что всегда важно в молодом возрасте...

– Какова концепция, или, как сейчас говорят, «формат» планируемой работы?

– Помимо актуальных премьер действительно стоящих фильмов, не имеющих в России широкого проката, будет несколько постоянных тем – «Независимое кино. Снимаем без господдержки», «Кино наших соседей», «Шестидесятники и мы» (они будут представлены программами «одного дня» – из трех сеансов). Это я говорю только про ближайший сезон. А темы, разумеется, будут меняться, чтобы активнее вовлекать в общий контекст все существующие неформаты –как прошлого, так и настоящего; как в игровом кино, так и в сопредельных зонах. Так что можно сказать и так: наш формат – неформат.

Собираться же мы будем в кино-конференц-зале Ельцин Центра в первую и третью субботу каждого месяца. В ближайшее время начнется продажа абонементов. К следующему сезону мы, надеюсь, уже сформируем свой зрительский актив и перейдем к системе членских билетов. Подробности еще в процессе «созревания».

– В Екатеринбурге и сейчас есть где посмотреть хорошее кино, а в прошлом году появился Уральский кинофестиваль. Что уникального может предложить новый киноклуб?

– Дай бог, чтобы кинофестиваль утвердился и стал ежегодным событием. В любом случае его «среда обитания» – широкий зритель, допущенный благодаря фестивальным возможностям к более широкому, чем обычно, репертуару. Киноклуб же по определению работает с более узкой, более продвинутой в эстетическом и интеллектуальном смыслах аудиторией. Причем эта аудитория так или иначе формирует себя сама. Это элитарность (извините за парадокс) самого демократического свойства.

Конечно, Екатеринбург – серьезный город. Здесь много возможностей для качественного кинопоказа, в том числе и «кино не для всех». Но только киноклуб этот контент может привести в систему. Да еще, опираясь на организационные возможности и образовательные задачи Ельцин Центра, соединить показ и общение с автором, что, как правило, не может себе позволить обычный кинотеатр.

– Каким образом повлияет само место, где создается киноклуб: соседство с Музеем Бориса Ельцина?

– Повторюсь, для меня Центр ценен прежде всего своими образовательными возможностями. Ведь и для нас функция просветительства – основополагающая. В том числе и в отношении российского кино 90-х, которое прочно, но не заслуженно получило статус «чернухи и порнухи». А ведь это время Сокурова, Балабанова, Тодоровского, прихода в кино целого поколения новых авторов, начиная со Звягинцева. И потому для нас постоянный цикл «Кино 90-х» еще и инструмент познания эпохи Бориса Ельцина. А значит, и часть музейной, научной работы Центра.

– Вы не первый день сотрудничаете с Ельцин Центром. Что удалось в прошлом году?

– Мы показали вместе с Польским культурным центром ретроспективу Анджея Вайды. Сделали первый заход с темой «Кино 90-х», когда культовый фильм Алексея Германа «Хрусталев, машину!» аудитории представила вдова и соавтор режиссера Светлана Кармалита. Из последних событий – программа «Кино и цензура», в рамках которой режиссеры и актеры нового поколения (Руминов, Мещанинова и другие) представили свои интересные работы, не имеющие сегодня проката по цензурным соображениям. Причем цензура эта разного свойства: политическая, моральная, эстетическая, что подробно обсуждалось на круглом столе уже по итогам показов. В том числе и с участием екатеринбургской интеллигенции.

Ну и особая тема, с которой все началось, – это Балабанов. С одной стороны, культовая фигура 90-х, а с другой – потомственный екатеринбуржец, свердловчанин... Человек этого времени и этого места. Мы показали не только балабановские картины, но и малоизвестные киноматериалы, связанные с биографией Алексея, а частью этого «погружения в прошлое» стал приезд в Ельцин Центр Лешиной вдовы Нади Васильевой и легендарного дуэта времен расцвета свердловского рока – Насти и Егора.

Я, кстати, с Алексеем Балабановым именно тогда и познакомился – в 1990-м, когда делал программу для почти забытого сегодня, но такого важного для нашего кинематографа «фестиваля нестыдного кино», который проходил вблизи Екатеринбурга в городе Заречный. Балабанов в нем участвовал со своим дебютным фильмом «Счастливые дни».

– Вы – московский киновед, а Киноклуб Ельцин Центра создается в Екатеринбурге. Будут ли у него местные особенности?

– Про местные особенности я уже начал говорить. Свердловск, Екатеринбург – город с богатой кинематографической историей. От автора кинокомедий «Веселые ребята» и «Волга-Волга» Григория Александрова, который родился в этом городе, до современного европейского киноклассика Алексея Федорченко, который здесь живет и поныне... Или такой сюжет: в 1942 году в Свердловске умерла, находясь в эвакуации, мхатовская актриса Вера Соколова (она тут и похоронена), которая была первой и легендарной исполнительницей роли Елены Тальберг в булгаковской пьесе «Дни Турбиных». А через год маленькой девочкой вместе с родителями в этом городе появляется будущая кинозвезда Валентина Титова, которая роль Елены исполнила через тридцать лет в телефильме своего мужа Владимира Басова. Мистика, да еще и кинематографическая!

Я и сам, наверное, «местная особенность», поскольку три года, живя и работая в Челябинске (где, собственно, и родился), заочно учился сначала на филфаке, а потом на журфаке Уральского университета. И его филологическую школу высоко ценю до сих пор. ВГИК, в который я потом уехал учиться на киноведение, по своему уровню в некоторых отношениях стал для меня после УрГУ большим разочарованием.

– Советские пропагандисты называли кино «важнейшим из искусств». Каково теперь место российского кино в культурной жизни страны?

– В системе советской жизни кинематограф, собственно, был не просто важнейшим из искусств, а воплощением национальной идеи. И в основе своей, приходится признать, эта идея была гуманистичной. Именно поэтому за советское кино, как правило, не стыдно. Оно и сегодня уверенно «представительствует» на федеральных телеканалах, когда в Новый год показывают «Иронию судьбы», а 8 марта – «Москва слезам не верит», а 9 мая – «Офицеры» или «Семнадцать мгновений весны».

И никакой равноценной замены этим картинам сегодня нет. А все потому, что современное кино при всех своих плюсах и минусах больше не воплощает для большинства россиян национальную идею. Просто не несет в себе этого фермента. Хотя государство (интуитивно, как я полагаю) и пытается кинематограф в этом качестве возродить, вкладывая огромные бюджетные средства, например, в «Экипаж» или в «Викинг». Но количество денег, как мы видим, не гарантирует качество идей.

В общем, как говорится в фильме Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», «но была и другая Германия». В нашем случае – это другой кинематограф, который предназначен для осмысления, образного постижения и погружения в скрытые смыслы жизни и искусства. Ну, и наконец, для содержательных дискуссий с авторами. В том числе и о «месте современного кино в культурной жизни страны».

Президент РФ Ельцин Б.Н. Поздравление по случаю 70-летия Хуциеву М.М.

Архив Президентского центра Б.Н. Ельцина

КУПИТЬ БИЛЕТЫ ИЛИ АБОНЕМЕНТЫ КИНОКЛУБА

Вячеслав Шмыров – киновед, продюсер, организатор кинофестивалей. Родился в 1960 году в Челябинске. Учился в Уральском университете (Свердловск). В 1987 году окончил киноведческое отделение ВГИКа. Работал во ВНИИ киноискусства, Киноцентре на Красной Пресне, главным редактором Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького. Издатель журнала «Кинопроцесс». Организатор Библиотеки киноискусства имени С.М. Эйзенштейна в Москве, фестивалей отечественного кино в регионах России. Автор книги «Изъятое кино» (с Е. Марголитом). В настоящее время - художественный руководитель Всероссийского кинофестиваля «Полный артхаус» в Челябинске, генеральный продюсер и художественный руководитель международной киношколы «Содружество» в Тбилиси, занимается созданием Музея «Дом Тарковских» в Москве.