Книжные проекты Ельцин Центра на Нон/фикшн №24

12 декабря 2022 г.Андрей Жданкин
Книжные проекты Ельцин Центра на Нон/фикшн №24

В московском Гостином дворе с 1 по 5 декабря прошла очередная международная ярмарка интеллектуальной литературы – Non/fiction№24. Президентский центр Бориса Ельцина – постоянный участник этого представительного книжного форума. И в этот раз Ельцин Центр представил читательской публике свои издательские проекты.

Первая из череды трех презентаций прошла в день открытия ярмарки – 1 декабря. Ельцин Центр представлял серию «90-е: личности в истории». Это – воспоминания/мемуары людей, которые были реальными сотворцами новой России. Каждый в своей сфере – масштабная, значимая, яркая фигура того времени. Представила проект Людмила Телень – его руководитель, первый заместитель исполнительного директора Ельцин Центра. Проект – плод сотрудничества издательства «Синдбад» и Президентского центра. Стоит заметить – невероятно трудоёмкий.

В серии уже вышли воспоминания Сергея Шахрая, Сергея Степашина и Виктора Ярошенко. Не лишним будет напомнить, какие посты занимали в 90-е эти люди.

Виктор Ярошенко – министр внешних экономических связей РСФСР (еще до прихода команды Егора Гайдара). У него – своя точка зрения на происходившее у нас в стране в те годы. Сергей Степашин – в 1999-м был премьером России, а до этого руководил силовыми ведомствами страны, возглавлял Министерство юстиции. И он по-своему оценивает происходившее в 90-х. Сергей Шахрай – один из авторов нынешней Конституции России, был и заместителем председателя правительства России, и «разруливал» проблемы распада России (т.н. федерализации и автономизации), в том числе – прекращения войны в Чечне. Каждый автор – личность историческая, ценнейший источник информации.

Буквально за несколько дней до ярмарки в печать была сдана четвертая книга серии – воспоминания бывшего начальника управления КГБ СССР по Москве и Московской области Евгения Савостьянова. Он принял должность незадолго до распада СССР и возглавлял важнейшую структуру до конца 1994 года. К сожалению, к выставке выйти в свет книга не успела.

В начале встречи Людмила Телень рассказала о принципах, которые неукоснительно соблюдаются при создании мемуаров. Принципы сложились задолго до книжной серии, ещё при создании Музея Бориса Ельцина в Екатеринбурге. Например, в процессе сбора материалов было записано более 90 часов интервью со знаковыми фигурами, яркими личностями 80-х и 90-х годов. В их числе и жёсткие оппоненты первого президента России. Иногда таковыми они были с самого начала, как, например, Геннадий Зюганов, а также и те, кто становился таковым в последствии. Это и Руслан Хасбулатов, и Александр Руцкой, и Александр Коржаков. Отсюда принцип – не обходить острые углы, острые темы, не допускать парадности. Поэтому в экспозиции музея отражены и война в Чечне, и выборы 1996 года. Второй принцип – доверительная, раскованная, неофициозная интонация общения со зрителем, читателем. Яркий пример – в Музее Ельцина установлена бронзовая скульптура сидящего Бориса Николаевича (масштаб чуть больший, чем в жизни – таковы законы жанра). С ним можно сфотографироваться, сев рядом.

При подготовке мемуаров соблюдаются еще несколько принципов, которые помогают авторам раскрыться, проникнуться доверием к сотрудникам издательства и Ельцин Центра, то есть людям, которые помогают им в этом процессе. Если на любом этапе автор посчитает, что стоит остановиться, прекратить подготовку, поскольку он, по собственному мнению, выглядит не лучшим образом, невыигрышно, то работа прекращается. Автору отдаются все материалы, в том числе черновые записи и расшифровки интервью. Это серьёзно повышает степень доверия и хорошо работает на результат. Для полноты картины стоит сказать, что были те, кто решил отказаться и прекратить работу.

Зачем нужна ещё одна мемуарная серия, когда книг о 90-х – в изобилии? Ответ простой. Огромная часть литературы о том времени грешит однобокостью, предвзятостью, часто даже фактическими ошибками. А также желанием авторов выглядеть получше, помасштабнее. И сам подход к анализу 90-х зачастую изначально тенденциозен. Всячески ругать 90-е – уже давно признак хорошего тона, модный тренд. А реальная картина жизни страны, происходивших в ней сложнейших, порой драматических изменений, остается искаженной. А между тем 90-е – это судьбоносное время и относиться к нему надо с должной добросовестностью и уважением. К сожалению, время безжалостно, и многие люди, игравшие в 90-е заметные роли, уходят из жизни. Поэтому надо торопиться.

В своих мемуарах Сергей Шахрай точно подметил. «…Может быть, именно стремление забыть о неоднозначных событиях 1990-х сделало нашу политическую элиту такой противоречивой и комплексующей. А от комплексов нельзя убежать. С ними можно и нужно справиться, но – единственным способом – беспристрастно проанализировать случившееся…»

Серьезно повышает качество серии то обстоятельство, что подготовку каждого тома ведет научный редактор. Это незаметная, но очень важная работа, поскольку человеческая память грешит приблизительностью. Проверять надо каждую дату, каждую цифру, вообще всю фактологию. Например, научным редактором мемуаров Сергей Степашина выступил доктор исторических наук Евгений Волк, знакомый со Степашиным, наверное, лет тридцать, в том числе по работе в Комитете Верховного Совета РСФСР по обороне и безопасности. Евгений Волк принял участие и в презентации серии. Он рассказал о малоизвестных широкой публике моментах из биографии Степашина. В том числе о его великолепном умении вести переговоры. Так, в 1991–1993-х годах в процессе сотрудничества с НАТО он очень много сделал для установления партнерских отношений с этой организацией, максимально снижая возможность конфронтации, сдерживая процесс расширения альянса. Велики заслуги Степашина и в разрешении чеченского кризиса, и в создании цивилизованного парламентского контроля над силовыми ведомствами.

Вышедшие книги уже живут своей жизнью, имеют читательский успех. На выходе следующие. В хорошей степени готовности мемуары Тамары Морщаковой – заместителя Председателя Конституционного суда РФ в отставке, доктора юридических наук; Георгия Сатарова – в 1994–1997 годах бывшего помощником президента России, известного политолога и социолога; Савелия Тесиса – генерал-лейтенанта полиции, возглавлявшего Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД России.

В тот же день в Литературном кафе Гостиного двора состоялась презентация новой книги Елены Скульской «Мальчишеская месть», организованная Ельцин Центром, а также литературным агентством и школой «Флобериум». В презентации приняла участие руководитель отдела издательских проектов Ельцин Центра Татьяна Восковская.

Елена Скульская – известная писательница, драматург и поэт, пишущая на русском и живущая в Эстонии. Скульская – художественный руководитель международного литературного фестиваля «Дни Довлатова в Таллине», а также – лауреат многих литературных премий, в том числе международной «Русской премии», присуждаемой авторам, пишущим на русском языке и проживающим за пределами России. Президентский центр Б.Н. Ельцина – ключевой партнер «Русской премии».

«Мальчишеская месть» – сборник рассказов и коротких повестей. Проза Скульской – особенная, построенная по законам стиха. Рассказы – миниатюрные, но насыщенные эмоциями, конфликтами, с глубокими характерами. Как пишут литературоведы, «минималистичная многослойная проза автора богата подтекстами. Она эпатирует, поражает, оставляет глубокое послевкусие.

Елена Григорьевна прочла пару рассказов, которые публика приветствовала аплодисментами. А также рассказала о жизни писателей в Эстонии, в том числе пишущих на русском языке. Для жителей России, российских писателей отношение к писателям в этой маленькой стране с населением всего в миллион триста тысяч человек неожиданное, едва ли не удивительное. Союз писателей Эстонии насчитывает всего триста с небольшим человек, из них порядка 7-8 – пишущие на русском языке. По словам Скульской, все (или очень многие) ощущают поддержку государства. Это и гранты, и премии, и возможность публиковаться. Интересно, что тиражи книг в такой маленькой стране почти такие же, как у нас в России: тысяча или полторы тысячи экземпляров. И пишущие на русском не ощущают какого-либо прессинга, публикуются и переводятся на эстонский. Как пример Елена Скульская рассказала о собственной ситуации. Почти все ее произведения переводятся на эстонский и выходят в свет в Эстонии.

Перед окончанием встречи на вопрос «из зала», кто для писательницы является ориентиром в написании рассказа, Елена Скульская ответила, что это Бунин и Чехов, а помогает ей писать чувство зависти к мастерству этих классиков.

В Авторском зале ярмарки 2 декабря Ельцин Центр в содружестве с культурным и издательским проектом «Энциклопедия русского авангарда» провел презентация каталогов выставок-исследований «Открытия в русском авангарде: как они делаются и кому нужны».

Напомним, что за 2020–2022 годы Ельцин Центр в партнёрстве с «Энциклопедией русского авангарда» провёл прорывные выставки-исследования – «Авангард. На телеге в ХХI век» и «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства», к которым были выпущены специальные издания – роскошные каталоги.

А началось все с того, что какое-то время назад «нашлась» забытая почти век назад выставка отечественных художников-авангардистов. В 1921-м году молодая советская власть направила в Вятскую губернию, в город Советск (до 1918 года – Кукарка) 322 работы художников-авангардистов, реалистов и беспредметников, собранные из Вятки, Москвы, Петрограда и Казани. В 1918–1921 годах произведения авангардистов закупались госкомиссией в большом количестве для отправки в разные регионы страны. Для просвещения народа и приобщения его к современному искусству. Решать эти задачи предполагалось через создание сети музеев современного искусства. Более 1100 работ были отправлены в 32 населенных пункта, где были открыты государственные свободные художественные мастерские.

Выставка задумывалась передвижной, устроители предполагали провезти ее по семи городам губернии Советску, Яранску, Царёво-Санчурску, Малмыжу, Уржуму, Нолинску, Вятке. Сегодня многие названия этих городов люди слышат впервые, с удивлением. После Советска буквально на телегах выставку перевезли в городок Яранск. Расстояние примерно две сотни километров! Но – распутица, разруха и недостаток финансирования. Картины были оставлены в Яранске в местном музее на хранение и почти на сто лет выпали из мировой истории искусств и научного оборота.

В 1965 году 77 из 322 произведений были переданы в Кировский (Вятский) художественный музей, где уже в наше время три работы Кандинского из того «набора» обнаружила местный искусствовед Анна Шакина, сейчас она руководит Кировским (Вятским) художественным музеем им. Васнецовых. Шакина пригласила для консультаций ведущих столичных специалистов, в том числе крупнейшего специалиста по русскому авангарду Андрея Сарабьянова. И начался захватывающий процесс возвращения картин из небытия, к которому подключились «Энциклопедия русского авангарда» и многие неравнодушные люди.

Некоторые «отрытые» в запасниках картины были в «руинированном состоянии», их надо было спасать, поскольку порой красочный слой буквально осыпался. Реставрацию прошли десять работ. Но восстанавливать пришлось не только картины, но и биографии художников, искать и находить их фото. И для выставки, и для каталогов. Заново были открыты имена, которые не на слуху, но без которых история русского авангарда была бы неполной.

В итоге для выставки были собраны около сотни произведений (в т.ч. 3 неизвестных работы Кандинского) из собраний Вятского художественного, Яранского и Слободского краеведческих музеев, всего 55 авторов. По технике – и акварели, и работы маслом, и графика.

Какие имена, какие фигуры! Василий Кандинский, Александр Родченко, Марк Шагал, Николай Фешин, Иван Клюн, Александра Экстер, Варвара Бубнова, Георгий Лазарев, Клара Розенгольц, Фёдор Федоровский и многие другие, не столь значительные и известные, но важные. В художественном мире новое открытие забытых работ и забытых имен стало сенсацией.

Впервые прорывная выставка-исследование «Авангард. На телеге в ХХI век» была показана в Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге (сентябрь 2020 – январь 2021) и произвела фурор. Затем была выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства», прошедшая в Кирове (б. Вятка) и в столице – в Музее русского импрессионизма. Сейчас выставка экспонируется в Еврейском музее и центре толерантности в Москве.

К выставкам были выпущены специальные издания – роскошные каталоги экспозиций с серьёзной теоретической частью, воспроизведены все работы, даны обширные экспликации с восстановленными биографиями художников и их фотопортретами, присутствуют кураторские тексты.

Поставленный в названии презентации вопрос следует признать риторическим, ни у кого из присутствующих он даже не возникал. Но Андрей Сарабьянов, участвовавший в презентации, на него все-таки ответил. «Возрождать к жизни неизвестные работы и неизвестные имена – огромная радость и очень важное дело, захватывающий процесс. Это расширяет поле знаний, дает более точную и полную картину искусства. Даже уточненный год создания работы – очень важный шаг к пониманию художника; времени, в котором он жил; эстетического течения, к которому он принадлежал».

А Юлия Каптановская, представлявшая «Энциклопедию русского авангарда», на заданный вопрос о дальнейшей судьбе выставки, ответила, что век назад предполагалось показать ее в семи городах. Сейчас выставка побывала уже в трех городах, осталось четыре для воплощения замысла первых организаторов. Что это будут за города – вопрос пока открытый.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.