4 марта состоится очередное заседание Киноклуба Ельцин Центра: «Независимое кино. Снимаем без господдержки».

Ведущий киноклуба – киновед, продюсер, член Российской академии кинематографических искусств, лауреат премии Москвы Вячеслав Шмыров.

Киновед Вячеслав Шмыров

Фото: Любовь Кабалинова

Существование современного российского кино, на первый взгляд, невозможно без финансового участия государства, которое активно поддерживает сегодня как все виды кинематографа, так и все направления его жизнедеятельности (производство, прокат, фестивальная жизнь, международное продвижение, кинообразование). Помимо авторского кино, государство, даже стремясь обеспечить приоритетное положение национального кинематографа в национальном кинопрокате, финансирует многомиллионные коммерческие «блокбастеры по-русски», что вызывает иногда множество вопросов.

Разумеется, государственная поддержка – это инструмент государственной политики в пространстве открытого рынка кино в России, где главная роль тем не менее традиционно отводится Голливуду. Но это одновременно и инструмент регулирования тем, направлений, стилей, жанров кино, что особенно болезненно сказывается на состоянии авторского кинематографа. В стране сложно полноценно прийти в кинематограф новому поколению режиссеров, сценаристов, продюсеров.

Ситуация при этом не выглядит однозначно драматической. Ведь техническое перевооружение кинематографа, состоявшееся буквально в последние годы, позволяет сегодня снимать кино практически каждому, без больших бюджетных вложений и сложных технологических решений. И это нередко именно то кино, которое ближе всего к нашей повседневности. Которое активно разрабатывает социальные проблемы и их психологические истоки. Которое не боится языка улицы и не стремится к гламурной медийности занятых в этих картинах актеров.

Три фильма из программы «Независимое кино России. Снимаем без господдержки» (а это «Десятка» Владимира Козлова, «Сын» Арсения Гончукова, «Зимний путь» Сергея Тарамаева и Любови Львовой) дают повод для интересного и, надеемся, поучительного диалога с режиссерами и продюсерами о том, есть ли будущее у российского кинематографа. И какое это будущее.

Перейти к заказу билетов

Программа «Независимое кино. Снимаем без господдержки»

13:00 «Десятка», 2013, режиссер Владимир Козлов (83 мин.)

Представляет режиссёр, автор сценария, сопродюсер Владимир Козлов

Операторы: Владимир Горошников, Артем Левин, Алексей Левин

В ролях: Тимофей Яковец, Екатерина Еникеева, Илья Черных

Фильм из жизни самой обычной молодежи, целиком снятый в Челябинске. Эпиграфом к нему могла бы стать строка из песни Егора Летова: «За открывшейся дверью – пустота... Это значит, что кто-то пришел за тобой....»

Фильм снят практически без бюджета за 11 съемочных дней.

  • Бронзовый приз МКФ «Дух огня» в Ханты-Мансийске, 2013.

Владимир Козлов, писатель, сценарист, режиссер. Родился в 1972 году в Могилеве (Беларусь). Окончил Минский лингвистический университет по специальности «английский язык». Учился в школе журналистики при университете города Блумингтона (США). Работал переводчиком, редактором, журналистом. Автор опубликованных романов «Гопники» (2002), «Плацкарт» (2006), «Попс» (2007), «СССР: дневник пацана с окраины» (2009), «Свобода» (2012), «Пассажир» (2016) и других. В 2013 году дебютировал как режиссер фильмом «Десятка». Поставил фильмы: «Следы на снегу» (док., 2014), «Кожа» (2015), «Аномия» (2016).

КРИТИКИ О ФИЛЬМЕ «ДЕСЯТКА»

«В бытовой, лишенной жанровых манков картине – идеальный саспенс. Режиссер – дилетант и дебютант – владеет даром избранных гениев: наполнять тревогой самый будничный кадр, создать саспенс из быта».

Вадим Рутковский. «Сноб»

«Поскольку бюджета не было, картина тоже вышла бедная, без переозвучки. Но «грязный» звук воспринимается в ней естественно, будто так и было задумано в соответствии с общей режиссерской манерой съемки под «документ» (в фильме участвуют в основном непрофессиональные актеры). «Десятку» успели показать в нескольких московских клубах, но у широкого зрителя увидеть ее нет никаких шансов».

Нина Циркун. «Искусство кино»

Фрагмент постера фильма "Десятка"

15:00 «Сын», 2014, режиссер Арсений Гончуков (93 мин.)

Представляет актер Алексей Черных.

В главных ролях:

Алексей Черных, Вадим Андреев, Елена Тонунц, Оксана Эрдлей, Лидия Омутных, Янина Когут, Валерий Карибьян, Ольга Малахова, Дмитрий Курьянов

Андрей живет в небольшом городке в Подмосковье. Он живет один, ухаживая за своей матерью, которая тяжело больна шизофренией. Главная мечта Андрея – скопить денег и отвезти мать на лечение в Германию. Он понимает, что болезнь неизлечима, но клиника облегчит маме жизнь. Чтобы собрать деньги, Андрей ввязывается в торговлю наркотиками, дает взятки коррумпированным врачам. Андрей даже откладывает свадьбу с любимой девушкой. Однако судьба нарушает планы героя...

  • Главный приз ВКФ «Окно в Европу» в Выборге, 2014
  • Приз за лучшую мужскую роль (А. Черных) ОРКФ «Киношок» в Анапе, 2014

Алексей Черных, актер. Родился в 1980 году. В 2003 году окончил Школу-студию МХАТ (курс Романа Козака). Работал в театре «Et cetera». Участвует в проектах Театра.doc. В кино с 2001 года (преимущественно в сериалах). В фильме «Сын» – первая большая роль в кино.

КРИТИКИ О ФИЛЬМЕ «СЫН»

«Типологически это совершенно европейское кино. Но на узнаваемом отечественном материале. Редкая птица. Но это только во-первых. А, во-вторых, (...) фильм снят практически партизанским методом, вне утверждения в разного рода официальных инстанциях и привычного многим заискивания перед спонсорами и продюсерами. Гончуков давно снимает кино. Это далеко не первый его фильм. Хотя можно предвидеть, что его карьеру отныне будут отсчитывать именно с «Сына».

Антон Долин. «Вести FM»

«Кинорежиссуре Гончуков частично учился у Николая Хомерики, и в «Сыне» есть немало перекличек с фильмом «Сердца бумеранг»: монохромное изображение, серьезная болезнь как двигатель сюжета, такой же странный и молчаливый главный герой. В «Сыне» его играет малоизвестный широкой публике актер Алексей Черных, и его существование в кадре очень органично. Его работа, безусловно, одна из сильных сторон картины Гончукова, которая в целом сделана в лучших традициях авторского кино».

Мария Токмашева. «Независимая газета»

Кадр из фильма «Сын»

17:00 «Зимний путь», 2012, режиссеры Сергей Тарамаев, Любовь Львова (95 мин.)

Фильм представляет продюсер Михаил Карасев.

В ролях: Алексей Франдетти, Евгений Ткачук, Владимир Мишуков

Студент вокального отделения Эрик, одаренный певец, готовится к музыкальному конкурсу, чтобы исполнить там песенный цикл Шуберта «Зимний путь». Но за три дня до конкурса, одним зимним вечером, Эрик случайно встречает Леху, бездомного гопника-гомофоба: при драке в автобусе тот отбирает у певца мобильный, но лишается своего талисмана — пластикового ящера...

Награды:

  • Специальный приз жюри кинофестиваля «Окно в Европу» «За лучшую актёрскую работу» — Евгений Ткачук (2013)
  • Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России — Сергей Тарамаев, Любовь Львова
  • 11-й Московский фестиваль отечественного кино «Московская премьера», конкурс «Арт-линия» — приз жюри киноклубов
  • 7-й фестиваль российского кино в Лондоне — Главный приз «Лондонский лев»
  • 7-й фестиваль «Спутник над Польшей», Варшава — почетный приз «за попытку преодолеть табу, рассказывая о России»
  • XIX Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер» — приз «Сталкер» за лучший игровой фильм

Премия «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России:

  • Премия за лучший дебют — фильму «Зимний путь»
  • Премия за лучшую мужскую роль второго плана (Евгений Ткачук)
  • Номинация на премию «Ника» за лучшую мужскую роль (Евгений Ткачук).
  • Приз за лучшую операторскую работу (Михаил Кричман) — 15-й фестиваль европейского кино в Лечче (Италия)

Михаил Карасев, продюсер, предприниматель. Родился в 1962 году в Москве. Занимался в клубе любителей кино. Преподавал в детской киностудии. Учился на операторском факультете ВГИКа. В 1991 году стал бизнесменом. В 2009-м вернулся в кино. Продюсер двух фильмов Сергея Тарамаева и Любови Львовой – «Зимний путь» (2012) и «Метаморфозис» (2016).

КРИТИКИ О ФИЛЬМЕ «ЗИМНИЙ ПУТЬ»

«По типу и уровню режиссуры эксперты сравнивают работу Тарамаева и Львовой, дебютантов в кинорежиссуре, с фильмами Николаса Роуга, База Лурмана и Леоса Каракса, а Евгения Ткачука (самое потрясающее открытие «Зимнего пути») – с неподражаемым Дени Лаваном. И не совсем чтобы без оснований. Я рискну подняться еще выше: Ткачук в роли страдающего гопника, который тянется к прекрасному в лице романтического исполнителя Шуберта, но, разумеется, никогда не примет дикой для него формы однополой любви, в некоторых сценах напоминает, и не только внешне, Хельмута Бергера, чей образцовый аристократизм Лукино Висконти аккумулировал из фактуры простолюдина».

Андрей Плахов. «Коммерсантъ»

«Ученики Петра Фоменко Сергей Тарамаев и Любовь Львова предлагают нам слоеный пирог из смыслов, тем и символов, благодаря чему «Зимний путь» вполне может стать той самой золотой серединой между авторским и зрительским кино. Завязать диалог с широкой аудиторией пытались многие: Андрей Звягинцев в «Елене», Дуня Смирнова в «Ко-ко-ко». В первом случае это было чрезмерно красиво, а во втором – чрезмерно сказочно. «Зимний путь» же прокладывает эмоциональную тропинку в первую очередь благодаря живым и динамичным диалогам, в искренности и подлинности которых нет повода усомниться...».

Диана Сагателян. «Empire»

Кадр из фильма "Зимний путь"

Стоимость: 200 рублей за каждый фильм

Льготные категории (студенты, пенсионеры, инвалиды): 100 рублей за каждый фильм

Абонемент на все три фильма: 300 рублей

Абонемент на все три фильма для льготных категорий: 150 рублей

Также билеты и абонементы на Киноклуб можно купить в кассах Ельцин Центра.

Образовательный центр

Аудитория 326

Возраст: 18+

Программа первого сезона Киноклуба (продолжение)

19 марта (воскресенье)

Премьера в Ельцин Центре

У нас в гостях – режиссеры анимационного кино – лауреаты международных и российских кинофестивалей 2016 года

1 апреля (суббота)

Посвящение Андрею Тарковскому (к 85-летию со дня рождения)

  • 11.00 «Страсти по Андрею», 1966 – 1988, режиссер Андрей Тарковский (185 мин.)

Представляет актёр Юрий Назаров

  • 15.00 Программа «Студент Андрей Тарковский». Документальный фильм «Студент Андрей Тарковский», 2003, режиссер Галина Леонтьева (30 мин.)

Студенческие фильмы Андрея Тарковского

  • «Убийцы», 1956 (с Александром Гордоном, 22 мин.)
  • «Каток и скрипка, 1960 (46 мин.)

Представляет режиссёр Юлий Файт

  • 17.00 Программа «Андрей Тарковский. Артефакты» (малоизвестные киноматериалы, связанные с жизнью и творчеством Андрея Тарковского)

Представляют актёры Наталья Бондарчук и Юрий Назаров, режиссёр Юлий Файт.

Перейти к заказу билетов

Стоимость абонемента на первый сезон: 1800 рублей

Льготный абонемент: 900 рублей

Льготные категории: студенты, пенсионеры, инвалиды.