Михаил Пришвин, фотограф и писатель

13 марта 2017 г.Татьяна Филиппова
Михаил Пришвин, фотограф и писатель

В конце февраля, богатом на литературные события, в Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге состоялась лекция, посвященная дневникам Михаила Пришвина. Лектор и куратор выставки – Яна Гришина. Она же – автор комментариев и статей в «Дневниках» Пришвина, ведущий научный сотрудник Государственного литературного музея и его филиала – Дома-музея писателя в Дунино. В преддверии выхода последнего, восемнадцатого тома Гришина ознакомила слушателей с записями 1940-41 годов.

Лекция Яны Гришиной о Михаиле Пришвине

Видео: Артур Селезнев

Уникальный факт: Михаил Пришвин – писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, вёл дневник на протяжении полувека – с 1905 года до самой смерти. Дневник не предназначался для печати, содержал множество откровенных размышления об увиденном, пережитом, оценки политических событий, портретные зарисовки. В годы сталинского террора о дневнике знали только самые близкие писателю люди. По утверждению его личного секретаря, за одну строчку из дневника можно было получить двадцать пять лет ссылок и лагерей, а уж за все записи – расстрел. Хранились они вдали от чужих глаз – в деревеньке Дунино, где писатель приобрёл дом.

Советская власть была лояльна к Пришвину: его книги, взрослые и особенно детские, издавались большими тиражами. Он один из немногих кто жил исключительно литературным трудом, и смог купить сначала автомобиль, а потом и дом, в 1946 году. Это были самые счастливые годы его жизни. Он встретил свою последнюю любовь – секретаря и соратницу, женщину на двадцать пять лет моложе его – Валерию Дмитриевну Лиорко.

Они познакомились в 1937-м, ровно через год после его поездки на Урал, отчет о которой и является основным содержанием сегодняшней выставки. Пришвин, не смотря на любовь к природе, ко всему земному, живому, одновременно любил и интересовался всеми техническими новинками. Свою первую книгу – «В краю непуганых птиц» – Пришвин проиллюстрировал фотографиями, сделанными в 1907 году во время похода по Северу.

В 1920-е годы писатель уже серьёзно изучал технику фотографирования, считая, что использование фотографий в тексте поможет дополнить авторский образ. В 1929 году Пришвин совершенно официально, через издательство, заказал в Германии карманный фотоаппарат Leica. Обладание таким фотоаппаратом автоматически превращало владельца в шпиона. Но Пришвину все сходило с рук, может быть благодаря его открытости и прямолинейности в отношениях с властью.

Когда ему понадобилась профессиональная камера для иллюстрации книги «Охота с камерой», он прямо обратился в Наркомторг СССР с заявлением: «В виду того, что в настоящее время в общем порядке нельзя получить разрешение на ввоз фотокамеры из Германии, я обращаю Ваше внимание на особенное обстоятельство моей литературной работы в настоящее время и прошу сделать мне исключение в деле получения безвалютной лицензии на получение камеры. На мои фотоработы обратили внимание заграницей, и редакция «Die Grüne Post», с охотничьим отделом которой я сотрудничаю, готова предоставить мне самый совершенный аппарат «Лейка» с тремя переменными объективами. В таком аппарате я тем более нуждаюсь, что мой аппарат от усиленной работы пришёл в совершенную негодность».

И опять разрешение ему было дано. 1 января 1931 года желанная камера, с многочисленными принадлежностями, была у Пришвина. На съемках Уралмашстроя он уже пользовался ею, поражая воображение штатных фотографов местных газет.

Так же было и с автомобилем. Он просто написал письмо председателю правительства Молотову с просьбой разрешить ему купить автомобиль. И уже через несколько дней Пришвин ездил за рулем новенького ГАЗ-А – копии американского «Форда». Писатель прозвал его «Машкой» в честь коровы, которая жила в сарае до того, как он стал гаражом.

Более четверти века Пришвин не расставался с фотоаппаратом. В его мемориальном кабинете в Дунино – всё необходимое для домашней фотолаборатории: набор объективов, увеличитель, кюветы для проявления и закрепления, рамки для обрезки фотографий и химреактивы тех лет. Негативы хранились в отдельных конвертиках, склеенных писателем собственноручно из папиросной бумаги. После смерти писателя его вдова – Валерия Дмитриевна сохранила их вместе с дневниками.

Человек с внешностью профессора часто излагал в дневнике крамольные мысли: «Наша республика похожа на фотографическую темную комнату, в которую не пропускают ни одного луча со стороны, а внутри все освещено красным фонарем».

Умер Пришвин 16 января 1954 года. Два младших сына от первого брака, Лев и Петр, продолжили литературную традицию.

Его поздняя любовь Валерия, о которой он много пишет в дневниках 1940-41 годов, пережила его на двадцать пять лет. После смерти мужа она работала с его архивами, написала о нём несколько книг, много лет возглавляла музей Пришвина на общественных началах. В таком статусе дом просуществовал четверть века до ее кончины в 1979 году. По завещанию вдовы писателя дом был передан в дар Министерству культуры РСФСР и стал филиалом Государственного литературного музея.

Деревянный дом с высоким каменным цокольным этажом был выстроен в северных традициях. Первыми его хозяевами были аптекари-финны по фамилии Освальд. В 1941 году в доме помещался эвакуационный госпиталь, дом был разорен, но уцелел. Пришвин приобрел развалины, в которых гулял ветер, но постепенно восстановил дом. Яна Гришина рассказала, что сегодня в экспозиции музея представлена прижизненная обстановка летней дачи: столовая, кабинет, комната жены писателя и веранда. Наибольший интерес представляет библиотека писателя, его личные вещи, охотничьи и фотографические принадлежности, автомобиль «Москвич-400».

В усадьбе поддерживаются прижизненные посадки семьи Пришвиных: липовая и еловая аллеи, яблоневый сад, кусты шиповника, жасмина и сирени, любимый цветник Валерии Дмитриевны. Музей, расположенный на живописном берегу Москвы-реки, представляет интерес не только как историко-культурный памятник, но и как заповедные места. Пришвин любил уезжать на автомобиле далеко за Николину гору, затем еще пройти пешком несколько верст, расположиться удобно на пеньке и писать, доверяя дневнику самые сокровенные мысли.

В экспозиции Арт-галереи Ельцин Центра представлены фотографии и дневники 1928–1936 годов прошлого столетия. Конечно, это малая часть по сравнению со ста двадцатью дневниковыми тетрадями и двумя тысячами негативов, но у нас есть возможность по отдельным записям и фотографиям представить полный масштаб авторского наследия. Оно грандиозно. Сегодня общепризнанно, что дневник Михаила Пришвина – один из самых значительных документов русской философской, литературной и общественной мысли ХХ столетия.

Выставка фотографий Михаила Пришвина в Ельцин Центре продлится до 26 марта.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.