В лекционном пространстве Арт-галереи Ельцин Центра «под лестницей» 7 марта состоялась лекция Полины Ивановой «Фотография как инструмент изучения города». Лекция расширила формат уникальной выставки «Михаил Пришвин. Фотографии и дневники. 1928 – 1936».

Полина Иванова – архитектор и участник арх-группы PODELNIKI. Она много работает с историческими фотографиями, связанными с проектами «Белая Башня», «Обзорные экскурсии» и путеводителем по Екатеринбургу. Фотография, по мнению Полины – источник, который интересно использовать в своих исследованиях. Фотография может как прояснить ситуацию, так и ввести в заблуждение исследователя. Полина рассказала, как с помощью фотографии можно изучить город, прочувствовать эпоху. В качестве иллюстрации своего подхода она использовала авторские снимки писателя Михаила Пришвина, сделанные им во время пребывания в Свердловске на строительстве города-Солнца – Уралмаша, а также снятые им очень подробно объекты свердловского конструктивизма. Например, здание фабрики-кухни ЦРК на улице Свердлова, которое теперь невозможно узнать: оно почти утратило конструктивистские черты и напоминает лаконичные объекты быстрого возведения 60–70-х годов прошлого столетия. Фотография датирована 1931 годом.

Лекция Полины Ивановой «Фотография как инструмент изучения города»

Видео: Артур Селезнев

В экспозиции выставки «Михаил Пришвин. Фотографии и дневники. 1928 – 1936» (куратор Яна Гришина) представлены более 20 фотографий города и Уралмашстроя. По окончании лекции Полина провела свою экскурсию по выставке Пришвина, чтобы слушатели смогли познакомиться с художественным видением автора и узнать что-то новое об архитектурном облике Свердловска 1930-х годов.

Лектор показала много фотографий одних и тех же мест – знаменитых перекрестков, узнаваемых исторических зданий и памятников, которые менялись на протяжении десятков лет. Слушатели увидели городской ландшафт в его развитии, наблюдали смену архитектурных концепций градостроения и назначения города.

Жаль, что подобная возможность не всегда доступна рядовому обывателю. Вдвойне интересно увидеть редкие черно-белые фотографии былого величия Екатеринбурга.

Узнали слушатели еще об одном интересном феномене градостроения – когда одноэтажные или двухэтажные небольшие, но крепкие екатеринбургские особняки поглощались новостройками и становились основанием для более высоких современных зданий. Такими объектами стали: здание городской администрации, клуб «Профинтерн» и офисное здание на проспекте Ленина 41, примыкающее к кинотеатру «Колизей».

Слушатели увидели в развитии стрелку городского пруда и те места, где сегодня находится Ельцин Центр. Любопытная ретроспектива: на переднем плане – дом инженера Ипатьева. А на фоне – правый берег реки Исеть и частный сектор, на месте которого спустя 50-70 лет вырастут здания областной администрации и законодательного собрания. А в наши дни – отель «Хайятт» и Ельцин Центр.

Размашистый ход истории ощущается почти физически. Становится очевидным, как изменился вырос вверх наш город. Вместе с тем потрясают одухотворенные лица строителей Уралмаша – героев первых пятилеток. Жаль, что они не увидели, каким он стал.

Выставка «Михаил Пришвин. Фотографии и дневники. 1928 – 1936» в Ельцин Центре в Екатеринбурге продлится до 26 марта.