В августе 1991 года, то есть 25 лет назад, случились события, которые изменили ход отечественной истории. Сейчас мы называем их путчем, попыткой переворота, ГКЧП. Но память – дама капризная, и порой невозможно понять, что она сохранит, а что нет. Чтобы люди помнили, какими были те три исторических августовских дня, в московском парке искусств «Музеон» 20 августа прошел фестиваль «Остров 1991».

Фестиваль был организован интернет-изданием о современной культуре COLTA.RU, Президентским центром Б.Н. Ельцина и порталом «Твоя история» при поддержке Zimin Foundation.

Фестиваль «Остров 1991». Москва, Музеон

Видео Александра Бабкина

Замечательные пространства парка «Музеон», который сам является волшебным островом в центре Москвы, как нельзя лучше подходят для подобного фестиваля: много оборудованных площадок, участникам не надо тесниться, они не мешают друг другу, зрителей может прийти сколько угодно. Москва-река, изобилие зелени и особый колорит, который придают парку множество (более 700) скульптур, как советского времени, так и современных. Еще веский аргумент в пользу этого чудесного места: «Музеон» сам – дитя девяностых, образован в январе 1992 года.

Вся программа фестиваля «Остров 1991» разбилась (или состояла) на отдельные островки со своими отдельными программами. Программу главной сцены открывало представление – балетный перформанс «Лебединое озеро. Время, вперед!» в постановке известного современного хореографа Сергея Землянского. В середине дня главная сцена была отдана поэтам Сергею Гандлевскому, Дмитрию Воденникову и Тимуру Кибирову. На малой сцене шел многочасовой лекционный марафон: литературный критик Александр Гаврилов рассказывал о романистике 90-х, Ирина Прохорова – о личных сценариях перемен в 1991 году, киновед Антон Долин – о забытых киношедеврах начала 90-х, архитектор Евгений Асс – о первой постсоветской журналистике. А еще писатель Вячеслав Курицын, спортивный журналист Станислав Гридасов и другие яркие фигуры.

Лекционный марафон не ограничивался малой сценой. В павильоне «Школа», где давали свою программу Ельцин Центр и издательство «Новое литературное обозрение» («НЛО»), темы лекций/круглых столов были не менее интересными. Фонд Гайдара и «НЛО» представляли книгу «Музей 90-х: территория свободы». Книга послужила отправной точкой для разговора о том, как может быть эпоха 90-х в музейном формате.

В обсуждении участвовала главный редактор «НЛО» Ирина Прохорова.

Ирина Прохорова

Видео Александра Бабкина

Историк, зам. исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина по науке Никита Соколов, высказал замечательную мысль о том, что для верного понимания 90-х годов нужно просто сменить «оптику». Традиционный взгляд на историю, заданный еще Карамзиным и доведенный до абсолюта в 30-е годы советской эпохи, состоит в том, что история – последовательность верховных правителей (царей, генсеков etc) плюс история военных побед и позорных поражений. В ней отсутствуют человеческое измерение, человеческая составляющая. Так по инерции рассматривают и 90-е. Отсюда и плоскостные, упрощенные оценки. А если сменить «оптику» с державно-государственной на человеческую, то главной станет жизнь людей, проявится реальное многообразие и многомерность жизни. Поменяются и оценки.

Никита Соколов

Видео Александра Бабкина

Здесь же, в павильоне «Школа», первый заместитель исполнительного директора Ельцин Центра Людмила Телень рассказала о том, как с помощью новейших технологий можно рассказать о современной истории. Конечно, на примере Музея Б.Н. Ельцина, расположенного в Ельцин Центре, открывшемся в Екатеринбурге в ноябре прошлого года. Всё оборудование, использованное у музее: проекционное, мультимедийное, система аудиогид, 3D-проекторы, «звуковые души», студии видеозаписи и аудиозаписи, светотехника – на уровне лучших мировых стандартов. Но не оборудованием одним замечателен музей. Слушатели узнали историю его создания: как на представительном тендере победила авторитетнейшая компания музейного проектирования Ральфа Аппельбаума, как режиссер Павел Лунгин придумал концепцию музея, основанную на семи днях. И, разумеется, Людмила Телень рассказала об уникальных экспонатах музея. Это, к примеру, кремлевский кабинет первого срока президентства Ельцина, президентский «ЗиЛ».

Людмила Телень - о Музее Бориса Ельцина

Видео Дениса Барковского

Пришедшие в «Школу» увидели некоторые видеоматериалы, которые демонстрируются в Музее Б.Н. Ельцина: ролик, в котором известные люди страны зачитывают положения нынешней Конституции; роскошный анимационный фильм об истории России, российского институционализма, снятый коллективом Джаника Файзиева.

В «Школе» было еще много интересного, но остановимся на двух эпизодах. Восторг и энтузиазм у присутствующих вызвала викторина, в которой надо было верно ответить на разнообразные вопросы о событиях августа 91-го. Разыгрывались два электронных ридера и поездка на двоих в Екатеринбург в Ельцин Центр. Вопросов было 30 и в их числе очень непростые. Кто, например, из крупнейших иностранных лидеров поддержал ГКЧП? Оказывается, Франсуа Миттеран. Где проводились первые допросы путчистов? В санатории «Сенеж». И нашлись люди, причем молодые, которые это прекрасно знали и заслуженно выиграли свои призы.

А затем в «Школе» давали «Куклы». Помните такую чудесную передачу старого НТВ? Павильон был полон. А еще «Куклы» показываются в Музее Б.Н. Ельцина, и в экспозиции представлена полноразмерная кукла Ельцина из тех передач.

Чтобы оценить истинный масштаб фестиваля, пройдемся дальше по «Музеону». У входа со стороны Мароновского переулка разместились книжные ряды. Книги – отборные, интеллектуальные, издательства – с именем и репутацией: AdMarginem, Corpus, Strelka Press, LiveBook, ВШЭ, «Дело», «Европа», издательство Ивана Лимбаха, издательство Института Гайдара, «Медленные книги», «Настя и Никита», «НЛО», «Новое издательство», «Самокат», «Синдбад», «Циолковский» и другие.

Музыкальных сцен было две. На главную к вечеру вышли «Вежливый отказ» и «Мегаполис» с Олегом Нестеровым, а завершил программу легендарный Вячеслав Бутусов. Вторая сцена, с программой «Рейв на «Острове», находилась на ступенях у набережной «Музеона» (рейв – это массовая дискотека с диджеями и исполнителями электронной музыки). У «Рейва на «Острове» были свои звезды и преданная публика. Музыки было много. В кинотеатре тоже царила музыка.

Не забыли организаторы и такие моменты, которые на профессиональном языке называются «специальные события и показы». На площади перед главной сценой и входом в Третьяковскую галерею, где сейчас выставка Айвазовского, был выставлен троллейбус №4320 – символ победы над путчем. Троллейбус героический, получивший «ранения» во время штурма баррикад. Теперь он арт-объект, в салоне которого постоянно шло уникальное видео о тех днях. В местечке, которое именуется сфера Alpbau у песочницы, функционировал «Пункт приема историй». Актеры «Театра.doc» расспрашивали и выслушивали гостей об их 91-м. За хороший рассказ можно было получить билет со скидкой в какое-то модное место. Фотозона рядом со скульптурной композицией герба Советского Союза предлагала сфотографироваться в балетных пачках маленьких лебедей из того знаменитого «Озера». Атракцион пользовался спросом.

Актеры «Театра.doc» подготовили перформансы. Это и экскурсия «Время Август. Пролог. Музей ненужных фигур. День первый», и многочасовой спектакль-перформанс «Время Август». В единую художественную ткань были вплетены свидетельства очевидцев, экскурсии в мир забытых людей и вещей-современников, попытка осмыслить, что же произошло с ровесниками новой страны – «детьми девяностых». Был и перформанс «Радио Август», показанный у теплохода «Брюсов» с видом на церетелиевского Петра. Перфоманс сегодня, похоже, может поспорить за звание важнейшего из искусств.

«Остров 1991» посетил первопроходец жанра культовый Андрей Бартенев. В павильоне «Школа» Андрей прочел лекцию «Практика 90-х. Перформанс. Арт-лаборатория визуальных искусств». Вот там был настоящий аншлаг, без малейшего преувеличения.

Это третий фестиваль из серии «Остров 90-х», организованный Colta.ru и Президентским центром Б.Н. Ельцина. Первый раз фестиваль прошел в сентябре прошлого года в «Музеоне» в Москве. Второй фестиваль состоялся весной в Ельцин Центре в Екатеринбурге.