К началу учебного года Образовательный отдел Музея Бориса Ельцина при участии Арт-галереи и Образовательного центра подготовил программу Дни знаний. Действие развернулось на пяти площадках Ельцин Центра.

Участники в возрасте от 9 до 15 лет узнали о книжном магазине «Пиотровский», ознакомились с пространством Атриума, узнали, какие мероприятия проходят на его площадке. Наблюдали за огромным проекционным экраном 8К, попавшим в книгу рекордов Гиннесса из-за внушительных масштабов. Специально для участников Дней знаний на нем демонстрировали мультипликационный фильм, который сделали дети во время детской программы «Ночь музеев».

Олег Лутохин, куратор образовательных программ Ельцин Центра, предложил экскурсантам провести конкурс в Instagram. Ребята на протяжении всей программы делали фотографии, размещали их в сети с хэштегом #деньзнанийвЕЦ, а после экскурсии получили коллаж с наиболее удачными кадрами.

Из Атриума участники отправились в музей – погрузиться в атмосферу конца прошлого столетия и почувствовать себя школьниками конца 1980-90 годов.

В Арт-галерее на выставке, посвященной «Новокузнецкой школе фотографии», педагоги предложили «оживить» несколько наиболее выразительных сюжетов. Получилось задорно, ярко, весело. Экскурсанты пришли к выводу: несмотря на то, что люди в прошлом могли оказываться в сложных житейских ситуациях, они не унывали, искали выход и находили неординарные решения.

Арт-галерея подарила участникам программы плакаты с фотографией из экспозиции «Август 91-го. Люди на площади».

Многое у юных участников квеста вызывало удивление. Так, четвероклассники никак не могли понять, что им нужно делать с талонами, зачем вставать в очередь в шесть утра, если магазин открывается в 9 часов, почему можно купить только чай или сахар, и почему надо брать впрок, но не более нормы.

Детский квест в Дни знаний в Ельцин Центре

Видео: Игорь Гром

Анна Бородулина, музейный педагог, научный сотрудник образовательного отдела:

– В программе участвовали учащиеся 4 и 9 классов. Уникальность ее состоит в том, что она одинаково интересна всем возрастам. Прежде всего потому, что связана с универсальными понятиями: модой, хобби, увлечениями и времяпрепровождением. Мы знакомим юных экскурсантов с тем, чем жила молодежь конца 80-х – начала 90-х годов. Во время программы они имеют возможность погрузиться в предметную среду того времени и сравнить ее с сегодняшним днем. И они находят точки соприкосновения с прошлым, а по сути дела с детством и юностью своих родителей. Многие участники программы уже были у нас на обзорной экскурсии, либо на занятии «Знакомство с музеем», но в рамках программы Дни знаний они знакомятся с конкретными предметами эпохи: виниловыми пластинками, пионерскими галстуками, талонами на дефицитные продукты и товары, с деньгами того времени. Эти предметы и приметы времени позволили детям ощутить себя участниками событий.

Анна Ковалева, музейный педагог, специалист по музейно-образовательной деятельности:

– Целью нашей программы было то, чтобы ребята прочувствовали на себе, как жили совсем недавно их папы и мамы. Участники программы погрузились в реалии 90-х годов и лично столкнулись с тем, что нельзя просто так зайти в магазин, если очередь заканчивается на выходе из магазина – тебе нужно в нее встать. Для них это было открытие. Открытие на уровне сенсации – потрясение. Когда просто рассказываешь про это, они, конечно, слушают, но не всегда в полной мере могут это осознать. Для них, живущих в ХХI веке, это сложно.

Другой пример: мы учились повязывать пионерские галстуки и рассказывали о том, что значит быть пионером, кто такие пионеры, принципы пионерской организации, про ее цели и задачи. Экскурсанты ощутили себя в роли пионеров. Смотрю, многие расправили плечи, выпрямили спины, поняли, что «пионер – всем ребятам пример», что он должен быть положительным.

Мы предложили им создать собственное ток-шоу, темой которого была свобода выбора.

У нас было два героя: школьник 1989 года и школьник 2016-го . Их роли исполняли сами ребята. Им задавали совершенно одинаковые вопросы: где будете отдыхать? Какой бренд одежды вы носите? За какую партию вы голосуете? И они буквально ощутили эту разницу на себе. Школьник-2016 мог выбрать любой из вариантов, и он был бы правильным, потому что у современного человека есть масса возможностей, о которых он и не задумывается. А школьник-1989 таких возможностей не имел: мог выбрать только один вариант отдыха, одежды, одну партию.

В ходе программы мы говорим о том, что музей посвящен не только Ельцину, политике и экономике, он показывает, как менялись мы, обычные люди, наше сознание.

И это еще одна цель экскурсии – заинтересовать ребят прийти к нам еще раз, получить новые знания, - говорит Анна Ковалева.

Екатерина Завалишина, администратор образовательного отдела:

– Нам хотелось привлечь ребят в Музей Ельцина, Арт-галерею, Образовательный центр – показать разные возможности Ельцин Центра как мультикультурной и образовательной институции. Поэтому программа проходит на нескольких площадках, чтобы участники могли понять, что их образованием, просвещением и досугом занимается не только музей, но и весь Президентский центр, и что все здесь, вплоть до дизайна, создано, чтобы быть удобным, интересным и полезным каждому гостю. Мы показали пять площадок, их возможности. Приятно, что три группы из пяти уже были у нас. Надеемся увидеть их снова.

В программе «Дни знаний» участвовали гимназия №9, №47, №177 школы №1 из Верхней Пышмы и №181 из Екатеринбурга. Ребята заполнили анкеты, ответили на вопросы, чего они ожидают от посещения музея. Музейные педагоги планируют сделать этот проект постоянной программой.

Дни знаний завершились в учебной аудитории Образовательного центра, где музейные педагоги и юные экскурсанты проанализировали полученные знания и подвели итоги конкурса в Instagram. Всем участникам подарили на память плакаты с коллажем из лучших кадров их путешествия в прошлое.