Президентский ЗиЛ отполировали до блеска

11 марта 2017 г.Анна Матюхина, Татьяна Филиппова
Президентский ЗиЛ отполировали до блеска

Президентский ЗиЛ-41052, легенда и гордость отечественного автомобилестроения, сияет как в прежние времена, когда на нем выезжал первый президент России Борис Ельцин – его плановую реставрацию провели прямо в музее. Сегодня у бронированного президентского лимузина другая миссия – музейно-мемориальная: он встречает гостей у входа в экспозицию в Музее Б.Н. Ельцина в Екатеринбурге. Около него собираются группы, назначаются встречи, им любуются посетители кафе «1991».

Если бы автомобиль был «на службе», напоминает смотритель-консультант Илья Князьков, то посторонние к нему бы на пушечный выстрел не подошли. В кремлевском гараже он был объектом стратегического назначения. Сегодня президентский ЗиЛ радует глаз, вызывает восхищение и становится главным героем многочисленных селфи. Поэтому за ним следят и ухаживают, полируют лакированную броню и хромированные детали, «зачищают» царапинки. Почетную миссию принял на себя «АвтоАудиоЦентр». Их специалисты сначала провели диагностику, а потом устранили все косметические и технические неполадки, используя самые передовые химико-технологические средства.

Редкий автомобиль в дар Музею Б.Н. Ельцина безвозмездно передала Федеральная служба охраны России. Из Москвы бронированный ЗиЛ был отправлен в Екатеринбург, родной город Бориса Николаевича, весной 2013 года.

Из названия мы понимаем, что выпускались подобные автомобили на московском заводе имени Лихачева. Не так уж долго – с середины 80-х до 1999 года. Конкретно этот лимузин, который возил президента, был собран в 1997-м. Сколько всего было выпущено таких авто? Данные разнятся. На заводе говорят о 22 экземплярах ручной сборки. В интернете встречается цифра 20. Состояли на учете с номерными знаками РФ всего 13 лимузинов. Остальные были машинами сопровождения. А еще один экземпляр до сих пор хранится на заводе в несобранном состоянии. Кремлевские гаражные старожилы утверждают: «на сегодня сохранилось в рабочем состоянии 10 экземпляров». Кстати, ельцинский ЗиЛ выехал из гаража самостоятельно.

Его характеристики впечатляют автомобилистов всех возрастов. Его вес вместе со снаряжением – 5 с половиной тонн. Мощность двигателя – 315 лошадиных сил. Объем двигателя – 7680 кубических сантиметров. Скорость для такой махины уникальная – 190 километров в час. При этом разгоняется он до ста километров всего за 13 секунд. Бронезащита крепче, чем у некоторых танков – толщина стали 8-10 миллиметров. Толщина пуленепробиваемых стекол – 41 миллиметр. Вес двери около двухсот килограммов. Автомобиль оснащен системами анти-прослушивания и защиты от радиации. Салон в духе хозяина – аскетичный, строгий. Никакого «гламура» и «лакшери» в виде золота, хрусталя и прочих излишеств.

Руководитель Архива Президентского центра Б.Н. Ельцина Дмитрий Пушмин – о ЗиЛе

Видео: Александр Поляков, Александр Бабкин

Капсульная конструкция автомобиля – это советское ноу-хау. Надежность традиционной схемы бронирования, когда серийный автомобиль защищался бронированными листами, а стекла заменялись на пуленепробиваемые, оставляла желать лучшего, и советские инженеры придумали оригинальную версию – капсульную, когда сам автомобиль строится вокруг бронированной капсулы. Материалы для бронирования – исключительно отечественного производства. По защищенности ЗиЛ не могли превзойти никакие зарубежные аналоги. Но после распада СССР один автомобиль был выкуплен и разобран. Идею скопировали. Однако ЗиЛ-41052 до сих пор остается одним из самых защищенных на планете. Недавно его старший «брат» 1989 года сборки был продан за 1,69 млн. долларов.

Испытания обстрелом и подрывом подтвердили обоснованность главных инженерных решений – несмотря на полученные повреждения, ЗиЛ-41052 смог своим ходом уйти из опасной зоны, а это означало, что находящиеся в нем пассажиры имели большой шанс остаться в живых.

Ещё одна особенность ЗиЛ-41052, подтвержденная испытаниями – этот автомобиль невозможно перевернуть. Как ни старались испытатели, но сделать им этого не удалось. Объясняется это не только особенностями рамного шасси, но и тем, что автомобиль весит пять с половиной тонн. Центр тяжести бронированной капсулы приходится на дно автомобиля. Кроме того, следует отметить, что все жизненно необходимые системы обеспечения автомобиля продублированы.

Установленный на автомобиле двигатель ЗиЛ-4104 является уникальным не только для отечественного, но и для мирового двигателестроения и больше подошел бы легкому танку. Достаточно сказать, что в двигатель заливалось 12 литров масла, а в систему охлаждения – 21,5 литра охлаждающей жидкости.

Президентский автомобиль сам достоин отдельной экскурсии. Мы задали смотрителю-консультанту Илье Князькову вопросы, которые чаще всего задают посетители музея.

– Какие работы производятся сейчас?

– Сначала выправили вмятины на капоте, затем полировали лакокрасочное покрытие, занимались тонировкой мельчайших сколов и царапин.

– Насколько он уникален?

– Лимузинов было выпущено 13. Наш автомобиль – одиннадцатый. Он абсолютно уникален, как с технической, так и с исторической точки зрения. Это был автомобиль Бориса Ельцина, который сопровождал его даже в зарубежных поездках. Сегодня он полноправный экспонат нашего музея.

– Есть ли аналоги в мире?

– Концерн «Бентли» до сих пор обслуживает британскую корону. Там автомобили также ручной сборки.

– Это правда, что все детали автомобиля отечественные?

– Все, кроме оптики фирмы «Bosh».

– Если внутри автомобиля бронированная капсула, то как же колеса? Они также пуленепробиваемые?

– Обычно на такие автомобили устанавливают пуленепробиваемую резину отечественной марки «Гранит», у которой по кругу в зоне прилегания идет специальный силиконовый бандаж.

– Используются ли сейчас в Гараже особого назначения подобные лимузины и машины сопровождения?

– Да. В основном для специальных, торжественных мероприятий, для показа иностранным гостям, для мастер-классов по езде правительственных автомобилей в экстремальных условиях. Единицы подобных экземпляров находятся в руках частных коллекционеров. В основном это списанные и восстановленные автомобили.

– Выпускает ли что-либо подобное сегодня Завод имени Лихачева?

– Нет. Его цеха простаивают с 2015 года. Попытки восстановить былое величие пока не увенчались успехом.

– Каким бензином заправляли лимузин?

– Только А-95.

– А диваны в лимузине кожаные?

– Кожаные сидения только впереди. Диваны в салоне – велюровые, исключительного серебристого цвета, с объемным рисунком в технике «пике» – очень красивые.

Представитель «АвтоАудиоЦентра» Григорий Кулябин – специалист по керамическим покрытиям, рассказал о чистке салона и шлифовально-полировочных работах средствами «серфэйсис». Около двадцати часов понадобилось специалистам компании, чтобы фасад лимузина стал безупречным. То, что не успели доделать сегодня, подвергли специальной консервации. Специалисты считают, что автомобиль находится в отличном состоянии. Теперь ему необходимы только профилактические работы. По салону – через полгода. По кузову – через год.

Президентский лимузин ЗиЛ-41052 – любимец публики. Он нравится и детям и взрослым. На его фоне чаще всего фотографируются компании. Его изображение часто сопровождает публикации в интернете, когда речь заходит о музее Бориса Ельцина. Он, как эпиграф, предваряет экспозицию музея, воплощая собой славные страницы в истории Отечества.

Другие новости

Детям

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.