В августе 91-го. Тридцать лет спустя

30 августа 2021 г.Андрей Жданкин
В августе 91-го. Тридцать лет спустя

В Государственном центральном музее современной истории России (ГЦМСИР) в Москве 19 августа 2021 года прошла конференция «История для будущего. Последние месяцы СССР. Август 1991». Организовали конференцию Президентский центр Б.Н. Ельцина и ГЦМСИР.

С августа 91-го прошло три десятилетия, поэтому о деталях и обстоятельствах тех событий следует напоминать, слишком велика аберрация исторической памяти, а часто просто историческое беспамятство. Когда говорят про август 1991 года, имеют в виду события 18–22 августа (иногда добавляют пару дней): действия Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП) и противостояние ему народа, общества, руководства новой России во главе с президентом Ельциным.

Комитет изолировал президента СССР Горбачева, ввел чрезвычайное положение (на шесть месяцев), комендантский час и цензуру в СМИ, закрыл многие газеты. В Москву вошли войска – почти пять тысяч солдат, сотни танков, БТРов и БМП. Основная цель создания ГКЧП – не допустить ликвидации СССР, которая, по мнению его участников, должна была начаться с подписанием нового Союзного договора, превращающего СССР в конфедерацию, а также наведение в стране порядка. Общество и руководство новой России резко выступили против – ответом стали массовые демонстрации и митинги протеста в Москве, Ленинграде, других городах, жесткое, бескопромиссное сопротивление руководства РСФСР во главе с президентом Ельциным. «С нами так нельзя!» – сказал народ.

ГКЧП продержался всего несколько дней. Затем сдулся, слинял, рассосался, был подавлен. В любом случае – изжил себя. У августовских событий множество определений: путч, попытка государственного переворота, реакционный заговор, антиконституционный захват власти, политический Чернобыль тоталитарной империи, сам ГКЧП называют хунтой. А еще опереточным действием. Одновременно противостояние ГКЧП определяют как революцию, победу демократии над изжившей себя коммунистической идеологией; победу, открывшую России путь к обновлению, нормальному, цивилизованному развитию. Немало оценок и с противоположным знаком.

Согласия, консенсуса в оценках нет, и, видимо, в обозримом будущем не предвидится: рубец от раны не зажил, беспокоит, а то и кровоточит. Но все вынуждены согласиться, что события августа 91-го – планетарного масштаба. После них/вследствие их радикально изменилась, перекроилась политическая карта мира. Советский Союз «как геополитическая реальность и субъект международного права прекратил существование», родились 15 новых государств, в том числе Россия как самостоятельное государство. Плюс огромное количество последствий, в том числе негативных, тяжелейших.

Понять причины, сущности, последствия и в целом исторические уроки событий августа 1991 и пытались участники конференции: непосредственные участники событий, политики, учёные и лидеры общественного мнения, эксперты. Вел конференцию исполнительный директор Президентского центра Б.Н. Ельцина Александр Дроздов, в 1991-м – главный редактор еженедельника (газеты) «Россия». В президиум были приглашены Геннадий Бурбулис – в 91-м – государственный секретарь РСФСР, Сергей Цыпляев – в 91-м – народный депутат СССР, Аркадий Мурашев – в 91-м – народный депутат СССР, сопредседатель движения «Демократическая Россия», Михаил Федотов – в 91-м – замминистра печати и массовой информации РСФСР, Андрей Нечаев – первый министр экономики новой России, политолог Игорь Минтусов, Михаил Мягков – научный директор Российского военно-исторического общества, писатель и публицист Армен Гаспарян.

Такое подробное представление сделано только затем, чтобы даже далекому о проблематики августа 1991-го человеку была понятна серьезность и глубина дискуссии, все участники – значимые фигуры в общественным восприятии, практически все – активные участники тех событий.

Право открыть конференцию было предоставлено Владимиру Мединскому – помощнику президента России, экс-министру культуры РФ, историку. Поприветствовав конференцию, он рассказал о собственном отношении к дискуссиям о событиях августа 1991-го. Участвуя в них, он не использует терминов/определений – путч, революция, поворотный момент истории, еt cetera. «Историкам надо разобраться в оценке событий, их профессиональная задача – дать четкие формулировки происходившему. И при осознании событий августа обязательно иметь в виду их трагические (для многих граждан СССР) последствия: обвал экономики, культуры, других сфер человеческой жизни и в итоге – распад Советского Союза». Завершая выступление, Владимир Мединский сказал, перефразировав известную фразу президента Путина, – «Кто одобряет ГКЧП – не имеет головы, кто не жалеет об СССР – не имеет сердца».

Геннадий Бурбулис, ближайший тогда соратник президента Ельцина, выступавший следующим, обратил внимание всех присутствующих, что именно в это время (30 лет назад), примерно в 12.15 – 12.20 (минута в минуту) по московскому времени президент России Борис Ельцин с соратниками был на танке у Белого дома (Дом Правительства РСФСР, в котором тогда размещался Верховный совет России – ред.) и зачитывал «Обращение к гражданам России», в котором действия ГКЧП были названы государственным переворотом. Члены ГКЧП были названы преступниками, Обращение призывало страну, общество, граждан к неповиновению. Эти кадры и фотографии увидел весь мир, трансляции вели крупнейшие мировые телекорпорации. Это был метафорический призыв к фактологической точности и четкости. Выступавшие старались ему следовать.

Геннадий Бурбулис призвал не «запутаться в прошлом», а для этого прежде всего необходима подробная честная история происходивших событий в системе координат человек – власть – свобода. Может показаться абстрактным и слишком пафосным понятие «защищать свободу», но именно для этого вокруг Белого дома со всей Москвы собрались десятки тысяч человек. Это феномен «Живого кольца». А также напомнил о простом, но очень важном правиле: настоящее понять невозможно, не опираясь на основательные знания прошлого. Еще Бурбулис акцентировал внимание на важности культуры памяти, которую необходимо культивировать, развивать в противовес распространившейся культуре беспамятства. По мнению единственного в истории новой России государственного секретаря, стоит обратить еще на уникальную деятельность президента Ельцина в три ключевых дня августа, позволившей переломить ход событий. Конечно, вместе с обществом и соратниками.

Народный депутат СССР Сергей Цыпляев работал в Верховном совете Советского Союза на постоянной основе и видел, насколько скромными были ожидания депутатов от республик, частности, Прибалтики, по части обретения полного суверенитета, допустим, за год до путча. Система управления страной, казалось, была так незыблема, что республики были бы рады хотя бы большей экономической самостоятельности, уменьшению диктата Москвы. К примеру, рецептура торта, который выпускался в Латвийской ССР, должна была утверждаться в Москве. Если реформы были бы более продуманы, последовательны и главное – своевременны, то выхода республик из Союза могло бы и не быть. Но увы!

В парламентские каникулы депутат вернулся в родной город, стал очевидцем и участником августовских событий в Ленинграде. Активные горожане, российские и союзные депутаты с самого утра 19 августа собрались в Мариинском дворце, написали текст постановления Ленсовета с осуждением путча и воззванием граждан к сопротивлению, в тот же вечер оно было принято. Каждый день площадь перед Мариинским была заполнена людьми, которые готовились «обороняться» от путчистов. Это был не единственный «очаг сопротивления» в городе на Неве.

Поначалу ситуация казалась почти безнадежной, «было чувство жуткой тоски, казалось, время идет вспять, наступает реакция, которая добьет страну. И было отчаянное желание сопротивляться, а там будь, что будет».

Бездарность руководителей ГКЧП, по определению Цыпляева, «кабинетных бюрократов с трясущимися руками», кричащее несоответствие масштабов личностей руководителей масштабу ими же самими поставленных целей привели к бесславному концу. Результаты путча для союзного государства оказались катастрофическими. «Народы и элиты республик были насмерть перепуганы угрозой военного режима и бросились врассыпную». Стоит посмотреть, сколько союзных республик уже в августе заявили о выходе из состава Советского Союза! Процесс продолжался и в сентябре, и октябре! Какая уж тут Беловежская пуща! Сергей Цыпляев считает, что судьбу постсоветского пространства предопределили именно шесть дней – 19–24 августа – от начала путча до принятия Украиной Акта провозглашения независимости.

Ведущий конференции Александр Дроздов попросил следующего докладчика – Андрея Нечаева оценить экономическую ситуацию в Союзе в тот момент и программу ГКЧП в части экономической. Андрей Алексеевич в оценках экономических реформ и новаций Горбачева был жесток. По его мнению, Михаил Сергеевич с реформами катастрофически запоздал. Сильно ошибся с советниками, выбрав ортодоксов. Отсюда и ошибочные, неверные, а зачастую и вредные новации: популистские выборы директоров предприятий, закон о кооперации, которым лучше всех воспользовались махинаторы, получившие невероятные, незаслуженные льготы, «идиотская павловская денежная реформа» (определение Нечаева). И немало еще конкретных примеров привел первый министр экономики новой России.

А непосредственно экономическую платформу ГКЧП серьезно разбирать не счел нужным – «банальные истины, популизм и демагогия, попытка переложить ответственность на кого-то другого», хотя члены ГКЧП были в полной мере ответственны за экономическое положение в стране. Напомним, что ГКЧП – это вице-президент СССР Геннадий Янаев, премьер-министр СССР Валентин Павлов, министр внутренних дел СССР Борис Пуго, министр обороны СССР Дмитрий Язов, председатель КГБ СССР Владимир Крючков, первый зампред Совета обороны СССР Олег Бакланов, председатель Крестьянского союза СССР Василий Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР Александр Тизяков. Более высоких руководителей представить трудно. Где же вы были, товарищи?

Михаил Федотов в августе 91-го был заместителем министра печати и массовой информации РСФСР. Кстати, он же был и одним из авторов революционного «Закона о печати СССР», который послужил основой для многих законодательных актов и Советского Союза, и РСФСР, изменивших условия существования прессы (СМИ), в том числе отмену цензуры. Он привел удивительный случай. Еще в глубоко советское время была предпринята попытка принятия либерального закона о печати. При обсуждении главный идеолог страны Михаил Суслов напомнил участникам разговора, что в Чехословакии подобный закон был принят. Когда закон попытались сузить, ограничить его действие, вводя цензуру, через год на улицах Праги появились танки (1968 год). Суслов спросил – вы хотите увидеть танки на наших улицах? Он понимал, что жизнь жестче любых установлений и закон придется «суживать». А это грозит большими проблемами. Как в воду глядел, мудрый был человек, как бы его не вышучивали. Причинно-следственная связь – цензура – возмущение людей – танки для подавления – плохой для власти результат в итоге – работает. 12 июня 1990 года был прият «Закон о печати СССР». А через год – танки.

Михаил Федотов рассказал о значении прессы в сопротивлении путчу. Конечно, о феномене «Общей газеты» – моментально придуманным и воплощенном в тираже издании, которое сделали лучшие журналисты лучших на тот момент газет, собранные Егором Яковлевым, а выпустил газету его сын Владимир. Чтобы избежать малейших юридических претензий/преследований ГКЧП (всё ведь было невероятно серьёзно и неясно) в «нелегитимности» издания, все фазы выхода газеты «в свет»: регистрация, вёрстка, договоры с типографией, распространение – должны были быть и были сделаны юридически безукоризненно.

Даже не закрытые газеты сопротивлялись ГКЧП и введенной цензуре. Когда цензура велела снять/убрать из уже готовых к изданию газетных полос те или иные материалы, приходилось выполнять. Но смелые редакторы оставляли пустое, белое место. Пусть не подвиг, но – поступок в системе координат того времени. «Общая газета» – красивый, но лишь один из фрагментов картины того, какова была роль СМИ в августовских событиях. Например, «сопротивленческий» номер «Российской газеты» был отпечатан в Волгограде. По мнению Михаила Александровича, не было бы независимых СМИ – победил бы ГКЧП.

При обсуждении событий августа благостного единодушия не было. Например, Михаил Мягков – научный директор Российского военно-исторического общества, доктор исторических наук, считает сопротивление путчу не демократической революцией, а следствием борьбы за власть между Горбачевым и Ельциным, в которой были забыты интересы страны. В 1991-м, по его мнению, прервалась историческая память страны.

Завершал конференцию известный публицист Армен Гаспарян. Он сказал, что состоявшаяся конференция – «потрясающий разговор». Отметил, что в августе 91-го мы все были гражданами, и даже 30 лет спустя, несмотря на все случившиеся перемены (крайне противоречивые), не поддержали бы ГКЧП. Публицисту очень хотелось бы, чтобы весь состоявшийся разговор, дискуссия были изданы, поскольку прозвучало очень много обстоятельств, деталей неожиданных/неизвестных, что все это надо сохранить для будущего. «Ведь сегодня происходит мифологизация тех событий, реальность искривляющую». При таком взгляде из исторической цепи выпадают смысловые, значимые звенья, а конференция, по мнению Гаспаряна, серьёзно помогла срастить эту тонкую нить.

Философ Александр Ципко в конференции участия не принимал, но одно его интересное суждение о тех событиях, по нашему мнению, стоит привести. «Августовская революция 1991 года несёт в себе одновременно две противоположные правды. Первая в том, что бывают в русской истории минуты, когда побеждают сторонники свободы, и у нас хотя бы на короткое время возникает демократическая Россия. Вторая в том, что по традиции глубинный русский народ является противником демократических перемен, не видит в них никакого смысла».

Видеозапись конференции можно посмотреть на youtube-канале Президентского центра Б.Н. Ельцина.

Другие новости

Лекция

Искусственный интеллект как помощник для врача

Искусственный интеллект как помощник для врача
Использование искусственного интеллекта в медицине приведёт к качественно новому уровню диагностики различных заболеваний и поможет врачам планировать лечение, утверждает биофизик Максим Шараев. Его л…
16 апреля 2024 г.
Библионочь

Библионочь-2024 в Ельцин Центре

Библионочь-2024 в Ельцин Центре
20 апреля Ельцин Центр традиционно присоединится к всероссийской акции «Библионочь». В фокусе нашей программы – научная фантастика как особый взгляд на реальность, в котором сосуществуют и утопизм, и …
12 апреля 2024 г.
Выставка

Приглашение к диалогу: медиации по выставке «Я люблю тебя, ничего не бойся»

Приглашение к диалогу: медиации по выставке «Я люблю тебя, ничего не бойся»
Арт-галерея Ельцин Центра в Екатеринбурге предложила своим посетителям вместо традиционных экскурсий по выставке «Я люблю тебя, ничего не бойся» медиации, предполагающие диалог между зрителем и искусс…
12 апреля 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.