Театральная платформа «В Центре» 29-30 сентября во второй раз провела в Ельцин Центре творческую лабораторию «Уральский подпол». Ее посетила Екатерина Рябова – театровед, театральный критик, член отборочного жюри «Маски Плюс» – специальной программы премии «Золотая маска».

Предметом исследования для молодых драматургов и режиссеров стали 90-е годы прошлого столетия. Куратор проекта, драматург Мария Конторович обозначила тему как «Тайны 90-х». Мы пригласили Екатерину Рябову поговорить о 90-х, об «Уральском подполе» и набирающей известность Театральной платформе «В Центре».

– Вы приехали специально, чтобы посетить «Уральский подпол»?

– Да, я приехала посмотреть Лабораторию. Я вообще слежу за тем, что делает Ельцин Центр и Театральная платформа «В Центре», потому что все это очень интересно. Я театровед, театральный критик. В прошлом году была среди отборщиков программы «Маски Плюс». Мы выбрали для показа в Москве «Колымские рассказы». И мне, конечно, было интересно посмотреть, как дальше развивается платформа. Ужасно рада, что оказалась здесь. Это очень интересный проект. Мы пока видели всего два эскиза из шести, то есть у нас еще самое главное впереди, но уже сейчас можно сказать, что это работа очень важна для нашего времени.

– Вы имеете в виду обращение к 90-м?

– Если вы зайдете в Facebook, то увидите, что все выкладывают свои фотографии из 90-х. Это не просто время, которое мы хотели бы забыть. Мы теперь понимаем, что какими бы тяжелыми не были для нас эти годы, в них было ощущение свободы и возможность выбрать другой путь. Сейчас, когда точка невозврата пройдена, мы видим, как развиваются исторические и общественные процессы. Не надо быть слишком внимательным, чтобы это понимать. Мне кажется, мы пытаемся нащупать ту точку, когда мы проскочили важный поворот. По тем эскизам, которые мы посмотрели сейчас, очевидно, что драматурги, и режиссеры пытаются обратиться к своей юности, к детству. И, как часто советуют психологи, вернуться к самим себе, заброшенным, напуганным, что-то потерявшим. Вернуться к себе и дообнять, допринять самих себя. В любом случае, диалог со временем, диалог с эпохой для всех нас очень важен. Это коллективный сеанс психотерапии для нашего общества, для всех поколений. И очень важно, что это принимает именно театральную форму. Театр – явление общественное. Театр – место, куда приходят люди разных возрастов, разных социальных слоев, и они вместе рефлексируют. Понимаю, что это очень важный проект и, надеюсь, что дальше будет еще интересней.

– Что вы сами помните о 90-х?

– Мне сейчас 36. В 90-е я еще училась в школе. По моим ощущениям, это было время, когда мы все пытались прожить несколько жизней сразу. И вся страна пыталась прожить несколько жизней. Пытались прожить весь Серебряный век, который на нас обрушился. Пытались прожить открывшиеся для нас 60-е и 70-е годы. Это было время, когда мы захлебнулись в исторических пластах и, конечно, немного растерялись.

– Многие воспринимают то время как время неограниченных возможностей. Те, кто воспользовался этим, стали вполне успешными людьми и вспоминают о нем с благодарностью. Но есть те, кто не воспользовался, и они чувствуют обиду.

– Ощущение упущенных возможностей присутствует сейчас у многих людей. По опыту общения с теми, кому в момент развала Советского Союза было около двадцати, кто был совсем юным, могу сказать, что для них это стало каким-то ошарашивающим моментом. Многие из них не смогли приспособиться к новой реальности. Это ощущение жизни на ветрах истории настолько пропитало их, что они не могли вписаться ни в какую стабильную систему и явно не могли превратиться в бизнесменов новой формации. Для них слово «бизнес» навсегда будет связано с дорогой, усеянной трупами. Лично знаю таких людей, у которых есть таланты и способности, но их настолько оглушили 90-е, что они так и остались в том времени.

– Значит, мы должны говорить об этом? Искусство может и должно быть терапевтичным?

– Думаю, да. Для всех. Тут, конечно, очень важно, чтобы человек подходил к этому с изрядной долей юмора и самоиронии. Потому что это все-таки игра. Театр – это игра, не просто психоанализ. Театр нам предлагает способы пережить нашу реальность, отрефлексировать прошлое еще раз. Здесь каждый может выбрать свой способ проживания реальности. Например, первый показ – это такая щемящая исповедальная история девочки, потерявшей отца и брата. Вторая зарисовка – это уже суровый, уральский экшн с точными психологическими характеристиками персонажей. И то, и другое о 90-х.

Театральную платформу в Ельцин Центре заметили не только екатеринбургские театралы. Оценили ее и в российском театральном сообществе. Театральную команду «В Центре» приглашают к сотрудничеству творческие фестивали и серьезные театральные премии. О ближайших гастролях платформы мы расспросили руководителя театрального направления Наталью Санникову.

– Наталья, мы знаем, что в декабре вы едете на гастроли в Москву. С чем едете? Кто пригласил?

– Впервые разговор об этих гастролях начался еще весной, когда мы привезли «Колымские рассказы» на «Маску Плюс» – специальную программу фестиваля «Золотая маска». Именно тогда Митя Мозговой, заместитель председателя Союза театральных деятелей Александра Калягина, предложил встретиться и об этом поговорить. Мы пообщались, поняли, что есть интерес к тому, что мы делаем. Вернулись домой и ушли в работу с головой. Выпустили «Шпаликова». И уже с ним отправились на фестиваль «Артмиграция» в Москве. Это фестиваль, который представляет работы молодых режиссеров, выпускников московских и питерских вузов, которые ставят спектакли в провинции, а не в Москве и не в Петербурге. Фестиваль очень интересный, в нем участвуют молодые и талантливые ребята. «Шпаликова» показали на сцене театра «Школа драматического искусства». Про нас написала «Российская газета», и разговор о гастролях возобновился. Дальше все завертелось очень быстро, мы определили три спектакля, которые повезем в Москву в декабре. Это «Колымские рассказы», «Летели качели» и «Шпаликов».

– Вы уже знаете, когда и где будете показываться?

– С первого по четвертое декабря на сцене «Боярских палат». Это такое театральное экспериментальное пространство в самом Союзе театральных деятелей, находится на Страстном бульваре. Союз поддерживает молодых и талантливых. Приятно, что наши артисты, режиссеры и драматурги попали в этот заветный списочек.

– Недавно вы заняли третье место на фестивале «Свой». Расскажите об этом.

– «Свой» – первый открытый фестиваль спектаклей малых форм. Это либо моноспектакли, либо спектакли-диалоги. Проходил в Екатеринбурге. Провел его Камерный театр при поддержке Управления культуры города Екатеринбурга с 11 по 14 октября. Программа была очень насыщенной. Участвовали спектакли и труппы из других городов и даже один коллектив из Финляндии – они и взяли Гран-при фестиваля. Первую премию получил Коляда-театр. Третье – мы со спектаклем «Война, которой не было». С этим спектаклем нас пригласили в Германию на фестиваль «Мост». Если все сложится, в апреле мы будем выступать в Ганновере.

– Можно сказать, что у вас были достойные соперники. Расскажите о публикации в журнале «Театр»?

– Мы еще не держали в руках бумажную версию. Последний номер журнала «Театр» посвящен независимым театрам в России: не государственным, не муниципальным, не областным, не федеральным, а тем театрам, кто самостоятельно находят финансирование либо относятся к таким культурным институциям как Ельцин Центр. Известные критики рассказывают о независимых театрах нашей страны. Об екатеринбургских театрах писала Галина Брандт. Она взяла Коляда-театр, Центр современной драматургии, ГЦСИ и нас. Оказалось, что меньше всего независимых театров в Москве, а больше всего в Петербурге. На обложку вынесены названия городов, в которых отмечены интересные места и коллективы.

– В ноябре у вас очередная премьера, над чем вы работаете сейчас?

– Мы приступили к постановке спектакля «Лишний» по одноименному рассказу Сергея Довлатова. Режиссер-постановщик – Илья Ротенберг. Репетирует наш привычный состав артистов: Александр Фукалов, Валентина Сизоненко, Валерий Прусаков и присоединившиеся к ним Марина Игошина и Александр Бушуй из ТЮЗа, а также Сергей Шляпников из Камерного театра. Премьера назначена на 15 ноября.

Театральную платформу Ельцин Центра критики называют «площадкой экспериментальной режиссуры», «лабораторией новой драмы», и даже «стартовой площадкой» для новых имен. Это большая честь и большая ответственность. В репетиционной аудитории, где идут спектакли, всегда аншлаг. Каждая премьера – яркое, обсуждаемое событие. Обращение к прозе Варлама Шаламова, стихам Бориса Рыжего, Егора Летова, Геннадия Шпаликова привлекает зрителей разных возрастов. Каждый новый спектакль – это редкая возможность обрести новые смыслы, новые темы для размышлений, задать новые вопросы самому себе.

Во времена «хайпов», «лайфхаков» и готовых рецептов – это особенно ценно.

Спектакли Театральной платформы «В Центре» пройдут в Москве в начале декабря. Купить билеты можно на сайте Боярских палат Союза театральных деятелей.