В Ельцин Центре – очередной театральный десант. 27 сентября Музей первого президента России Бориса Ельцина посетили актеры театра «Мастерская Петра Фоменко».

Театр привез в уральскую столицу комедию Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» в постановке Ивана Поповски. И, конечно, находясь в непосредственной близости от Ельцин Центра (гастроли проходили в Театре Драмы) выкроили время, чтобы посетить Музей Бориса Ельцина, книжный магазин «Пиотровский» и кафе «1991».

Ознакомиться с главной екатеринбургской достопримечательностью пришли не только актеры, но также кураторы проекта и работники технических служб. Сильнейшее впечатление на гостей произвела экспозиция «Баррикады» во «Втором дне», посвященная событиям августа 1991 года, «Штурм Останкино» в «Третьем дне», рассказывающая об октябре 1993-го. Не оставил равнодушным «Четвертый день». Они задержались в нем, слушая выдержки из основного закона страны – Конституции, которые зачитывают в музейной мультимедийной экспозиции коллеги по цеху: актеры столичных театров, известные режиссеры, политики, музыканты и деятели культуры.

В зале, посвященном Чеченской войне, и в президентском кабинете из XIV корпуса Кремля гости вспоминали, где сами были в тот момент, что с ними происходило в этот конкретный отрезок истории.

В зале Свободы, на фоне масштабного полотна Эрика Булатова гости охотно делились своими впечатлениями от посещения музея.

Актер Никита Тюнин назвал музей чудом.

– Для современного музея – это какие-то невероятные технологии. И удивительное место. Для меня 90-е – это учеба в театральном институте и начало работы в театре. О политических событиях я, конечно, слышал, но на баррикадах не стоял, поэтому сегодня для меня музей стал настоящим ликбезом: неожиданно все выстроилось в один ряд. Мы приехали в Екатеринбург два дня назад, и Ельцин Центр – первое место, куда мы вышли, что называется, «в свет». Один из первых спектаклей, над которыми я работал в 90-е годы в театре Маяковского, был «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по знаменитой пьесе Тома Стоппарда в переводе Иосифа Бродского. Это был смелый и необычный спектакль. По тем временам, настоящая «бомба». И я имел честь в нем играть. Это был мой вклад в 90-е, – рассказал Никита.

Его старшая сестра, ведущая актриса театра Галина Тюнина сказала, что ей понадобится время, чтобы все впечатления улеглись.

– Наш театр зарождался практически в те же годы, которым посвящено это место, связанное с первым президентом. Это в самом деле интересно, что зарождение нашего театра, его скитания, возникновение его языка и души совпали. Как выяснилось сегодня, все это происходило параллельно с большой эпохой страны, которая тоже переживала рождение, споры, сомнения, борьбу и гибель. Конечно, заходя сюда, я не ожидала, что это произведет на меня такое впечатление – погружение в то время, которое для нас было счастливым. Мы были молоды, полны надежд и сил преодолевать преграды. Мы не заботились о материальной составляющей. Была в нас какая-то устремленность в будущее. И, как ни странно, я вижу, что то же самое происходило во всей стране. Мы не очень задумывались и о политике. Жили возможностями того времени, которые возникали и которые помогали нам делать свое дело. Театр – это тоже модель мира. Мне радостно, я считаю, что это счастливое совпадение, что мы жили в эти годы – трудные, странные, противоречивые. Люди до сих пор спорят о том, кто был герой, а кто антигерой. Но зарождались театры, и дух витал какой-то странный, особенный, который объединял нас. Он присутствует в этом музее. Хочу поблагодарить за это место: необычное, интересно воплощенное. Мне здесь было интересно. Эффект погружения состоялся. Это сделано талантливо, театрально, художественно. Я знаю, что концепцию для музея создавал Павел Лунгин. Мне интересен этот человек. Кажется не случайным, что именно он придумал идею воплощения такого необычного места, отлично вписывающегося в город. Какая панорама открывается в конце! Во всяком случае, это место не случайное. И я благодарна за возможность его увидеть, погрузиться в мою жизнь того времени здесь в Екатеринбурге.

Актер и композитор Кирилл Пирогов поблагодарил экскурсовода Викторию Морозову за знакомство с музеем – краткое, но содержательное.

– Музей прекрасен. Рождает много разных мыслей и о том, что было, и о том, что будет, и о том, что происходит сейчас. Замечательный музей, и я бы советовал всем, не только молодым, иногда заглядывать сюда, чтобы пробежаться по истории своей страны. Мне понравилось, как организован музей, как все продумано, как форма доносит содержание, какие здесь собраны экспонаты. Здесь можно провести не один день. Не могу выделить что-то одно – мне все понравилось. Спасибо музею за эту возможность. Мы здесь впервые. Когда приезжали в прошлый раз, его еще и не было. Все, что я здесь увидел, совпало с моим ощущением 90-х. Во время путча мы студентами ходили к Белому дому. В воздухе висело нечто странное, непривычное, никому непонятное. В 1993 году мы и репетировали, и наблюдали, как развиваются события. Все происходило параллельно. Удивительно вспоминать здесь это время. Было трудно, но мы были счастливы. Было что-то тревожное, волнующе и вдохновляюще. Что будет потом, никто не знал.

В 90-е Кирилл Пирогов снялся в культовых фильмах у Георгия Данелии в «Орле и решке» и Алексея Балабанова в «Брате 2». В обоих фильмах в полной мере отражены противоречивые реалии переломного времени. Афиша фильма «Брат 2» представлена в экспозиции музея.

– Первый фильм как первая любовь, – говорит Кирилл. – Его забыть невозможно. Я благодарен Георгию Николаевичу, как благодарен и Алексею Балабанову. Это были счастливые встречи. Вся наша жизнь состоит из таких волнующих встреч, которые определяют твою судьбу и за которые ты особенно благодарен.

Свои впечатления от музея многочисленная команда «Мастерской Петра Фоменко» пополнила впечатлениями от знаменитого панорамного кафе «1991».