СМС: «Слова и музыка Свободы»

17 декабря 2018 г.Автор Анна Матюхина, Татьяна Филиппова
СМС: «Слова и музыка Свободы»

Большим фестивалем «Слова и музыка Свободы» 23–25 ноября Ельцин Центр отметил сразу две праздничные даты – двадцать пять лет российской Конституции и три года со дня открытия.

В России 90-е годы ХХ века стали революционным временем. Страна вошла в сообщество цивилизованных европейских государств. Конституция 1993 года гарантировала гражданам России новые права и свободы: свободу мысли и слова, совести, вероисповедания, свободу передвижения по стране и миру, свободу митингов и собраний. Музыка и журналистика стали символами эпохи перемен. Русский рок и новое независимое телевидение были пронизанные духом независимости и свободы.

Организаторы фестиваля «СМС» решили соединить дух свободы, рожденный в 90-е, с современными героями новой музыки и новых медиа.

Фестиваль открылся 23 ноября спектаклем «Господин хороший» – сатирическим проектом, родившимся на независимом телеканале «Дождь». Для этого в зоне Атриума был выстроен настоящий амфитеатр.

Жанр «ньюзикл» обязывает создателей проекта – актера Михаила Ефремова, поэта Андрея Орлова и продюсера Андрея Васильева – обновлять программу каждого концерта в соответствии с актуальными новостями текущего дня. Как всегда, Орлов обратился к публике, которая единодушно обозначила повод для экспромта – административное задержание рэпера Хаски в Краснодаре. За время спектакля поэт развернул тему и в конце программы зачитал свой экспромт под бурные аплодисменты публики.

Дневная программа 24 ноября стартовала встречей со специальным корреспондентом телеканала «Россия» Стасом Натанзоном, который прилетел на смену заболевшему Василию Уткину. Стас начал с того, что сегодняшняя журналистика тотально отличается от той, которую он когда-то выбирал в качестве своей будущей профессии. Это была журналистика эксклюзивных новостей. Сегодня эксклюзивы практически невозможны. Новость облетает СМИ в течение нескольких минут. Поэтому сегодня развивается журналистика мнений. Важно не только сообщить новость, но и найти эксперта, который бы ее прокомментировал. Все меньше на телевидении табу и запретных тем. Стас показал на конкретных примерах из телевизионной практики, существуют ли внешние ограничения на государственном канале, или это вопрос внутренней культуры и этики журналиста. Натанзон специально оставил больше времени для вопросов. Присутствующий среди слушателей Наум Блик, один из основателей уральской рэп-школы, задал самый острый вопрос – ощущает ли Стас персональную ответственность за то, что люди неискушенные, такие как его отец, принимают пропаганду на телевидении за чистую монету и ожесточаются. Стас поблагодарил Блика за вопрос и согласился, что старшее поколение привыкло доверять газетам и телевидению.

В это же время в кино-конференц-зале проходила дискуссия писателя Алексея Сальникова, общественного деятеля Евгения Ройзмана и литературного критика Ульяны Петрухиной на тему «Мы перестали читать книги. Есть ли у литературы шанс?».

– Никто не перестал читать, зал полон людей, – иронично констатировал Алексей Сальников. – В зале аншлаг. Люди сидят даже на ступеньках.

– Вообще я не заметила оттока читателей, скорее, поменялся их формат, и теперь все постепенно уходит в online, – подтвердила Ульяна Петрухина.

– Читать люди меньше не стали. Конечно, многие думали, что интернет снизит потребность в чтении, но все обстоит не совсем так: люди читают, но на других носителях, – продолжил Евгений Ройзман. – Людей, ценивших старую книгу, стало меньше. Многие читают в интернете; понятно, что при подобной тенденции когда-нибудь чтение книг и составление библиотек станет сугубо эстетским занятием. Если бы я попал в магазин «Пиотровский» в 1980 году, у меня был бы обморок.

Спикеры пришли к выводу, что книги сегодня вынуждены конкурировать с сериалами и различными развлекательными жанрами. Говоря о том, какую роль играют в «книжном» мире новые технологии, Евгений Ройзман уточнил, что раньше, не имея «продвинутых» коммуникаций, авторы создавали свой круг общения.

К обсуждению присоединились читатели, и разговор получился по-настоящему свободным.

Общение с горожанами, пришедшими на фестиваль «СМС», Евгений Ройзман продолжил в Атриуме.

Он рассказал о своих непростых взаимоотношениях со СМИ. И подкорректировал тему своего выступления, обозначив тему: «Опыт политического выживания в окружении недружественных СМИ».

– Не считаю себя лидером общественного мнения, – пояснил Евгений Ройзман, – и к лидерству особо не стремлюсь. Просто болею за родной город. Мне не все равно, что останется после нас.

Он подчеркнул, что его всегда спасало и поддерживало живое, непосредственное общение с горожанами. Он и сейчас абсолютно открыт для общения. И помнит, что именно самые обычные люди, горожане помогали в трудных ситуациях. Даже тогда, когда СМИ объявили ему бойкот, выручили социальные сети. Благодаря подсказке друзей и независимых журналистов у Евгения Ройзмана появились странички в Facebook, Instagram, серия видео на YouTube, которые набирают колоссальное количество просмотров.

– Меня сегодня спрашивают журналисты: «Как вас представлять?» – рассуждает Евгений. – Так и представляйте – Евгений Ройзман. Когда у человека один-единственный статус, его очень легко похоронить. Но когда у него несколько статусов и прямой контакт с населением, его похоронить невозможно. Меня, как мэра, можно было долбить бесконечно, но я вот еще и марафон бегаю, и вместе со мной бегут еще десять тысяч человек. И каждый может с меня напрямую спросить. Кроме того, я историк, исследователь, у меня за плечами университет и совершенно другое сообщество, которое знает меня и готово меня отстаивать. Это очень важно, чтобы у человека были разные ипостаси, и чтобы его поддерживали разные люди.

Евгений подчеркнул, что именно это позволяет ему крепко стоять на ногах. Он наблюдал за кампанией Навального на его канале в YouTube и понял, что ему тоже нужны такие ролики-обращения в сети. Первое видео снимали с двух телефонов, буквально «на коленке». Но когда ролики стали собирать сотни тысяч просмотров, и Ройзмана начали узнавать на улицах других городов, он понял, что это работает. Бойкот СМИ, по его мнению, уже не имел решающего значения.

Параллельно в кино-конференц-зале Николай Сванидзе и Александр Любимов обсуждали «Телевидение 90-х: откуда оно взялось, каким было и куда делось?».

Модератором дискуссии двух известных журналистов, телеведущих и общественных деятелей выступила первый заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина Людмила Телень. Она подняла вопрос о том, были ли изменения в журналистике 1990-х позитивными или негативными, в сравнении с днем сегодняшним.

– С конца 1980–1990-х я не вижу признаков качественного улучшения в журналистской профессии, а признаков ухудшения вижу много, – высказался Николай Сванидзе. – Улучшения происходят, но чисто технические, и связаны они с прогрессом, а не с качеством журналистики. При этом профессионализм стал ниже, ответственность меньше, а официоз усилился.

Александр Любимов добавил, что сегодня сформировалась «журналистика данных», также возникли устойчивые тандемы «журналист и айтишник», которым «по плечу» решение сложных творческих задач. – Останутся «универсальные солдаты», которые сумеют одновременно производить аудио, видео и тексты, а также «звезды» СМИ, – предположил Александр Любимов. Он отметил, что журналистика занималась всегда обслуживанием интересов хозяев бизнеса, причем порой журналисты выступали скорее в роли артистов, нежели представителей СМИ.

– Кроме того, не бывает свободной прессы и свободных журналистов, если только журналист не сам себе хозяин, – заметил Николай Сванидзе. – Если журналист работает в СМИ, он вынужден считаться с позицией его владельца.

При этом Сванидзе отметил, что, когда одновременно сосуществуют носители разных интересов и направлений, то образуется своего рода оркестр, который и выливается в свободу слова.

– Журналисты не всегда занимаются обслуживанием интересов своих «хозяев», существует еще и профессиональный долг, – напомнила коллегам Людмила Телень.

Николай Сванидзе заметил, что людям вообще сложно говорить правду, которую не принимают другие, и за которую им не будут аплодировать. Дискуссия вышла далеко за обозначенные в теме рамки 90-х, затронув ряд этических и профессиональных вопросов.

В тот же день журналист, член совета директоров издательского дома «Коммерсантъ», бывший гендиректор и шеф-редактор Андрей Васильев рассказал аудитории, собравшейся в кино-конференц-зале о задачах, которые ему доводилось решать в газете «Коммерсантъ».

– После выборов 1996 года передо мной поставили задачу возвращать людей в журналистику, – рассказал Андрей Васильев. – Мы выпускали газету, которую уважали и в Кремле, и оппозиция. При этом в то время люди, которые, к примеру, платили деньги звездам, в том числе телеэфира, не могли им приказывать. Это было в 1997–1998 годах, и в этом был дикий кайф того времени, хотя одновременно были бандитские разборки, взятки, откаты.

Говоря о дне сегодняшнем, спикер упомянул интернет-журналистику, уровень профессионализма которой, по его мнению, часто оставляет желать лучшего.

В музыкальном клубе Center обсуждали тему «Музыка в сети. Убийство или перерождение».

В разговоре приняли участие музыкальный обозреватель газеты «Коммерсантъ» Борис Барабанов, музыкант Василий Обломов и музыкальный пародист Кирилл Нечаев. Обломов рассказал, как начиналась его музыкальная карьера в 2010 году. «Выстрелила» в интернете песня «Еду в Магадан», чего сам автор никак не ожидал.

— Я записал ее дома, не особо стараясь, показал Руслану Волкову, на тот момент он был директором Дельфина. Мы отправили припев песни в продажу в мобильный контент. Никто не знал Васю Обломова, но рингтон накачали на 20 тысяч рублей. Мы вложили деньги в ролик. Можно сказать, что он сделан на народные деньги. Через неделю клип в интернете собрал десять тысяч просмотров, что по тем меркам было невероятно.

Песня «Еду в Магадан» казалась отголоском 90-х, хотя в ней упоминается iPhone 3G – памятник эпохи нулевого десятилетия.

Восходящая звезда интернета Кирилл Нечаев получил раскрутку в сети. Борис Барабанов согласился с тем, что сегодня легче начинать молодым авторам – у них есть возможность заявить о себе практически бесплатно.

Существуют продюсерские группы, которые буквально прочесывают интернет-пространство в поисках новых исполнителей и подхватывают их с первой песни. Так случилось с певицей Лизой Монеточкой, которая выступала в Ельцин Центре два года назад, будучи еще школьницей.

Насыщенный день 24 ноября завершился музыкальной программой групп, ставших легендами 90-х, и музыкантов, которые только родились в это время.

Хедлайнером первого дня стал Дельфин. Музыкальный интеллектуал конца 90-х продолжает радовать своих поклонников чувственными и романтическими синглами.

Открыл вечерний концерт екатеринбургский музыкант и пародист Кирилл Нечаев, уже отметившийся в передаче у Ивана Урганта, что определенно указывает на его популярность.

Василий Обломов начал выступление с самой известной песни, ставшей его визитной карточкой. Помимо «Еду в Магадан» были исполнены «Письмо Санта Клаусу», «Живи». Также Вася порадовал своих фанатов премьерой песни «Осторожно, двери закрываются».

Сергей Бобунец – бывший лидер группы «Смысловые галлюцинации» сыграл лучшие хиты группы. К огорчению поклонников, она распались в 2017 году. Трек «Вечно молодой» из фильма «Брата 2», ставший хитом нулевых, с первых аккордов вызвал восторг у публики. Молодежь пританцовывала под уже знакомые песни «Зачем топтать свою любовь», «Звезды», «Розовые очки». Музыкант, избравший сольную карьеру, исполнил песни из своего нового альбома «Пока танцуют ангелы».

Дельфин подарил поклонникам исполнение своего нового бунтарского альбома – «442». И три хита прошлого десятилетия — «Сахар», «Весна», «Серебро» уже в новой, более современной обработке.

Дневную программу открытых выступлений третьего фестивального дня 25 ноября начал в атриуме Михаил Козырев. Его темой стала «Музыка протеста».

Музыкальный продюсер и ночной телеведущий «Дождя» Михаил Козырев рассказал, как часто песни становятся символами протеста против засилья власти, религиозных устоев и общественного мнения.

Популярный трек «Дай миру шанс» от The Beatles стал гимном американского движения против войны во Вьетнаме. Песня «Убивая во имя» группы Rage Against the Machine в 2009 году заняла первую строчку рождественского чарта Британии, нарушив многолетнюю традицию отдавать лидерство легким песням из шоу X-Factor.

Михаил упомянул в контексте лекции о давлении на владельцев клубов со стороны силовиков с целью запрета группы IC3PEAK и аресте репера Хаски. Козырев, однако, уверен, что на музыкантов давит не государство, а конкретные люди на местах, у которых есть личные причины. Поэтому исполнитель отделался легким испугом.

Чуть позже Михаил Козырев и участники шоу «Вписка» переместились на дискуссионную площадку музыкального клуба. Их волновало «Будущее музыкальных медиа». Дискуссию вел экс-редактор городского портала Е1 Ринат Низамов. Перетекшие из атриума в музыкальный клуб зрители напомнили Козыреву, что Хаски поддержали другие рэперы. В его защиту выступили Баста, Oxxxymiron и Noize MC. Такая солидарность может говорить о том, что эти исполнители тоже чувствуют давление властей.

Участники дискуссии признали, что долгое время российский рэп был абсолютно аполитичным жанром. Сейчас ситуация меняется, и российский рэп становится музыкой протеста.

Кто-то из участников «Вписки» пошутил: в воздухе витает ощущение, что за русским рэпом пришли. Если сегодня это случилось с Хаски, то завтра – с любым другим исполнителем.

Незадолго до этого в музыкальном клубе говорили о мирных и многими любимых научно-популярных форматах российского телевидения. Видеоблогер Дмитрий Побединский и телеведущая Ольга Орлова прокачивали тему «Научпоп: битва за формат».

Рассказывая о ретроспективе развития «научпопа» в сети и на телевидении, спикеры пришли к выводу, что говорить о науке должны сами ученые. У них это получается лучше всего. Наука сегодня серьезно помолодела. Современным детям нравится, когда о науке им рассказывают ведущие возраста их пап и мам, нежели бабушек и дедушек.

Там же, в музыкальном клубе, Борис Барабанов рассказал в своей лекции, которую назвал исторической реконструкцией, о том, что во времена Бориса Ельцина власть не преследовала исполнителей, а, наоборот, активно привлекала к сотрудничеству. Так, в 1996 году на президентских выборах творческий десант сопровождал президента в его поездках по стране.

Музыкальный обозреватель газеты «Коммерсантъ» рассказал о знаменитых кадрах дуэта Евгения Осина и Бориса Ельцин на сцене одного из стадионов Ростова-на-Дону в президентской кампании «Голосуй или проиграешь». Барабанов назвал их по настоящему историческими, потому, что через эти кадры проходят все вибрации и настроения эпохи. Борис рассказал о том, какая ситуация сложилась в стране перед президентскими выборами. На кону стояли завоевания новой России. Борис Барабанов подчеркнул, что для многих музыкантов это было делом чести не допустить коммунистов к власти, впервые объединились непримиримые в жизни поп и рок-музыканты. Это был мощнейший порыв, на который откликнулась молодежь. Кадры видеосъемки отчасти передают атмосферу единения в одном городе. А таких городов и выступлений было более восьмидесяти.

Уникальные исторические кадры совместного выступления певца и президента на стадионе в Ростове-на-Дону можно увидеть в Музее Бориса Ельцина в экспозиции «День пятый», посвященной избирательной кампании 1996 года.

Одновременно в кино-конференц-зале состоялся public talk «Правда, фейк и дополненная реальность, или Из чего растут новые медиа».

В обсуждении приняли участие журналист и общественный деятель Станислав Кучер, журналист, телеведущая и креативный продюсер телеканала «Дождь» Анна Монгайт и журналист, редактор и издатель Илья Красильщик. Модератором выступил заместитель главреда портала Znak.com Дмитрий Колезев.

– Мы – старое медиа, в этом году нам будет девять лет, – сообщила Анна Монгайт. – Мы производим контент, который располагается на разных платформах. «Упаковки» и формы подачи информации меняются все время.

– Свою первую заметку я написал в 1986 году, в дальнейшем работал на всех «планетах и галактиках» под названием «журналистика», – продолжил тему Станислав Кучер. – Я не разделяю медиа на новые и старые.

По мнению Ильи Красильщика, термин «новые медиа» возник в конце нулевых годов, когда возникло ощущение, что все разительно меняется, а благодаря социальным сетям и платформам «умерла бумага».

– Появилось гигантское количество новых способов рассказывать истории, сформировалась новая аудитория, и в течение десяти лет мы наблюдали много интересного, – сообщил Илья Красильщик.

Спикеры обсудили вопрос, возможно ли существование медиа без интернета. – Всеохватность скоро начнет раздражать, поэтому будет хотеться чего-то эксклюзивного, тактильного, – добавила Анна Монгайт и согласилась с Ильей Красильщиком. – Все прогрессивное будет выходить на бумаге.

Когда речь зашла о телевидении, выяснилось, что среди присутствующих в зале совсем немногие смотрят телевизор регулярно. Тем не менее, Станислав Кучер подчеркнул необходимость конкуренции среди всех медиа. Только так можно получить качественный контент.

Станислав Кучер и Анна Монгайт успели побывать в Музее Бориса Ельцина и поделились своими впечатлениями в интервью для сайта Президентского центра Бориса Ельцина.

– На мой взгляд, это лучший музей, построенный в современной России, – сказал Станислав Кучер. – Он живой, тогда как большинство музеев мертвы, даже если это музеи современного искусства или новейшей истории. Этот музей «дышит», он очень классно организован. Для меня 90-е – годы, когда мне было двадцать-тридцать лет, они были сложные, яркие, красивые, с победами и поражениями. Это годы возможностей, вызовов, реализации. Борис Николаевич Ельцин дал нам всё. Можно сказать, я был «отравлен» воздухом свободы и возможностей и не мог бы обменять этот воздух ни на один суррогат.

– Музей производит сильнейшее впечатление, ты погружаешься в то время, которое знаешь и помнишь, – присоединилась к коллеге Анна Монгайт. – Погружаешься до настоящей сути. Вообще Борис Николаевич был феноменальным харизматиком, обладающим редкой пассионарностью и невероятным обаянием. В музее ты все это переживаешь как катарсис.

Станислав Кучер позже принял участие в дискуссии «Как стать президентом YouTube: перспективы политического видеоблогинга».

В дискуссии участвовал и журналист-блогер Илья Варламов. Функции модератора снова принял на себя Дмитрий Колезев. Он и обозначил вопрос: является ли YouTube конкурентом для традиционных СМИ. Тему встречи переформатировали в «Как стать президентом с помощью YouTube».

– YouTube пока не обладает той силой, которая есть у федеральных каналов, – констатировал Илья Варламов. – В основном YouTube – ресурс развлекательный.

Станислав Кучер подчеркнул отсутствие серьезного партнерства в сфере видеоблогинга. На любого индивидуального блогера, по словам Кучера, можно повлиять, поскольку все они «тянут одеяло на себя».

– На политических блогах нельзя заработать. Ни одна серьезная компания не будет рекламироваться в политическом блоге. В рекламных блогах не должно быть негатива, там нужно писать про путешествия и выкладывать рецепты. Когда ты переходишь на тему политики, то попросту перестаешь зарабатывать деньги, – обрисовал Варламов ситуацию в YouTube, выделив его ограничения в сфере рекламы. – Производство качественного видеоконтента стоит дорого.

Он еще раз подтвердил: острые политические статьи отталкивают рекламодателя. Однако, YouTube обладает большими возможностями для раскрутки и заинтересован в качественном контенте.

– Пока мы не изменим собственное сознание, ничего не произойдет в самой стране, – резюмировал Кучер. – Гражданское общество вырастает именно из этого, из работы над собой.

Завершила фестиваль музыкальная программа в атриуме.

Открыла ее группа «Аигел». Пока поэтесса Айгель Гайсина начитывала строки о суровой российской действительности, легенда отечественной электроники – Илья Барамия – выжимал мощные басы и биты из своих инструментов.

Оказались правы участники дискуссии о будущем музыкальных медиа: сегодня рэп, как рок в 90-е, становится самой актуальной музыкой повседневности.

Продолжил программу Антоха МС – популярный московский исполнитель, работающий на стыке жанров: легкий хаус, дэнс-холл, хип-хоп старой школы и джангл. Исполнитель продемонстрировал зрителям многие таланты: пел, читал рэп, играл на трубе джазовые соло и прохаживался по сцене на руках, чем окончательно «завел» публику.

Завершился фестиваль выступлением культовой группы «Каспийский груз». Публика знала их тексты наизусть и поддерживала во время выступления. Поклонники группы предполагают, что альбом, записанный в прошлом году, станет последним. Да и само выступление группы на фестивале «СМС» можно назвать прощальным.

Три фестивальных дня были наполнены музыкой и дискуссиями о свободе. Фестиваль «СМС» стал островом свободного творческого высказывания, чем и покорил сердца горожан. Его участники и гости выразили надежду, что фестиваль станет доброй традицией и еще не раз соберет их в стенах Ельцин Центра.

Видеозаписи разговорного марафона фестиваля СМС можно посмотреть на нашем канале в Youtube.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.