Театральная платформа «В Центре» открывает новый сезон

19 июля 2019 г.Татьяна Филиппова
Театральная платформа «В Центре» открывает новый сезон

Очередной сезон Театральной платформы «В Центре» завершился двумя премьерными спектаклями. Оба были приглашены к участию в театральном фестивале «Реальный театр», который ежегодно проходит в первых числах сентября в Екатеринбурге.

Это «Коллективные действия» в постановке Николая Русского и «Далеко» – Ильи Мощицкого. Об этом рассказала Наталья Санникова, руководитель театрального направления в Ельцин Центре.

– Нас пригласили в программу «OFF», потому что основная программа фестиваля уже была сверстана. Приглашают, как правило, премьерные спектакли. А у нас сразу два премьерных спектакля. Вам они показались необычными, спорными, вызывающими? Так это лучшая характеристика для фестивального спектакля.

Кто их будет оценивать?

– Это не призовой фестиваль. Его особенность в том, что приезжают интересные критики, которые все эти спектакли смотрят, обсуждают, спорят – так появляется теоретическая база современного театра. В этом году на «Реальный театр» нас пригласил директор фестиваля Олег Лоевский. Он проводит этот фестиваль очень давно. Это один из старейших фестивалей страны. Он каждый раз говорит, что в последний раз. Потому что после фестиваля уже ничего не хочется. В общем, эта такая полу-игра, полу-усталость. Фестиваль состоится, конечно, не в последний раз.

Почему Олег выбрал эти спектакли, он как-то комментировал?

– Он давно знаком с тем, что делает Николай Русский. Они встречались на лабораториях, которые проводит Олег. Николай – один из интересных лаборантов. И на самом деле «Коллективные действия» он пригласил не глядя, но уже был наслышан о нем. В своё время он оценил «Шпаликова» – замечательный спектакль, с которым мы объездили уже очень много фестивальных городов: Москву, Нижний Новгород, Челябинск, Санкт-Петербург. Он везде отлично прозвучал и стал заметным явлением. В Нижнем Новгороде мы, например, получили Гран-при – «Лучший спектакль фестиваля». А про «Коллективные действия» уже пошел слух, что Русский пошёл дальше. И если «Шпаликов» – это деконструкция человеческой истории, в которой нам приходится разбираться, то «Коллективные действия» – наоборот, конструирование мифа. Конечно, разговоры о спектакле дошли до Лоевского. Он решил, что спектакль надо брать.

Вы будете дорабатывать спектакль? Или это готовый продукт, который вы будете представлять?

– Конечно, это готовый продукт и, тем не менее, хотелось бы, чтобы Николай успел провести парочку репетиций. Не знаю, насколько это удастся, и позволит ли его занятость. Но для нас это очень ответственная и волнительная история, потому что в программе этого фестиваля – театральные зубры, яркие режиссёрские имена: Тимофей Кулябин, Дмитрий Егоров, Дмитрий Волкострелов. Надеюсь, что у нас будет возможность провести несколько репетиций.

Исполнители те же?

– Да. И хочу сказать, в этом спектакле у нас три актрисы: Дарья Акулова, Дарья Грешнова и Софья Чигаева, которые в прошлом году закончили Екатеринбургский театральный институт. В этом спектакле они выходят на сцену со своим учителем – Александром Фукаловым. Думаю, они будут готовы.

– Когда начнётся новый театральный сезон?

– 2 августа. Призываю наших постоянных зрителей внимательно следить за афишей и ничего не пропустить. Кроме того, у нас еще одна замечательная новость. Сведения о нас – Театральной платформе «В Центре» – войдут в новое издание «большой» Театральной энциклопедии.

Поделиться впечатлениями о спектакле «Коллективные действия» мы попросили начинающего драматурга и критика Илью Перцева, которому удалось побывать на премьере.

– Николаю Русскому не откажешь в оригинальной оптике и самобытности, сценаристу Ирине Васьковской – в драматургическом таланте, но спектакль «Коллективные действия» не всеми был принят однозначно, а кем-то даже не принят вовсе. Попробуем разобраться.

Начнем с того, что постановка не имеет четкого темпоритма, можно сказать, что она сделана мазками, как картина. Само чувство времени может изменить зрителю, и многочисленные рефрены этому способствуют. На сцене идут постоянные повторения. Для обывателя эти рефрены так же абсурдны, как для художников авангарда, о которых идёт речь, абсурдна жизнь рядового Homo Soveticus.

Режиссер показал замкнутый мир тонких и одержимых людей: авангардистов, концептуалистов, соц-артистов. Их интровертировала сама Родина, ведь коллективные действия художников идут вразрез с монолитными устоями своего времени. Они воспринимают советскую идеологию не более чем часть вселенской энтропии. И дописывают картину бытия с помощью самых обычных бытовых предметов. Вдруг будильник зазвонит для редких зрителей на стадионе, прорываясь сквозь снежную толщу. Но люди в большинстве своем спят, некоторые стоя, и не хотят просыпаться.

Художники дают ограниченному числу людей, альтернативную картину мира. Для кого-то они меняют вектор сознания в сторону свободы, кому-то «помогают» запутаться окончательно. В любом случае, они существуют в постоянном симбиозе со своими малочисленными зрителями и подпитываются от них тонкой струйкой реальной жизни. Каждый потребитель особого искусства для них ценен. В эпоху интернета такое трепетное отношение к зрителю практически утрачено. Нить человеческого общения сменилась витой парой. И об этом тоже напоминают нам «Коллективные действия».

Особо хотелось бы отметить работу Анны Донченко. Именно она ставила актерам пластику. Языком тела тут сказано многое, многое подхвачено и донесено. Чего только стоит пластический этюд со шпагатом или сцена любовного свидания. Как уже было сказано – спектакль содержит много рефренов, которые неуловимо разнятся. Это движение и есть наша с вами жизнь!

Мне кажется, что главное послание зрителю состоит в том, что московские концептуалисты стоически принимали жизненные обстоятельства. Своё творческое кредо они манифестировали на легендарном полотнище, растянутом на поляне подмосковного леса: «Я ни на что не жалуюсь, и мне все нравится, несмотря на то, что я здесь никогда не был и не знаю ничего об этих местах».

Премьера спектакля «Далеко» (ближайший спектакль запланирован на 11 августа) под занавес театрального сезона и вовсе вызвала ажиотаж и бурное обсуждение. Режиссер Илья Мощицкий поставил спектакль по пьесе английского драматурга Кэрил Черчилл. Великолепное гротескное действие, отсылающее нас то к «Пикнику на обочине» братьев Стругацких, то к «Улитке на склоне», к хроникам вьетнамской войны или временам чилийской хунты. Впрочем, у зрителей возникали и более сложные ассоциации – кто-то видел в происходящем миры Карлоса Кастанеды, полные мистики и оккультизма.

– Так и задумывался спектакль, – пояснил Илья Мощицкий. – Каждый зритель сам достраивает собственную вселенную. Это и создает особое драматургическое напряжение.

В спектакле «Далеко» зритель оказывается внутри острой, парадоксальной действительности, в которой ему предстоит разобраться. У него появляется безопасная возможность на примере того, что «слава богу, слишком далеко», внимательно присмотреться к тому, что чересчур близко. У зрителя неожиданно возникают вопросы, которые мы редко задаем себе в повседневной жизни. Каждый сам исследует собственную реальность. Невозможно определить даже время действия, но Черчилл часто создает ситуацию исторического анахронизма, в её пьесах встречаются герои, жившие в разные эпохи, в разных странах. Внешний сюжет занимает ее гораздо меньше, чем сюжеты внутренних, интеллектуальных путешествий. Зритель сам прокладывает связующие нити в драматургических ходах и поворотах. И облегчённо вздыхает по окончанию спектакля, что это происходит всё-таки не с ним.

С окончанием сезона театральная жизнь в Ельцин Центре не заканчивается. В августе в Екатеринбурге пройдет VI международный фестиваль уличных театров «Лица улиц», приуроченный ко Дню города. Его организаторы – Управление культуры Администрации города Екатеринбурга, Дирекция городских праздничных мероприятий и Ельцин Центр.

В этом году украшением фестиваля станут живые «зеленые сцены», оформленные участниками городского фестиваля ландшафтного искусства «Жизнь – это театр».

Ландшафтную концепцию сценического оформления разработал известный урбанист, ландшафтный архитектор, скульптор-монументалист, инженер-градостроитель Питер Финк из Великобритании.

Традиционное карнавальное шествие в сопровождении хэдлайнеров фестиваля – духовых оркестров – в этом году начнётся 17 августа в 18 часов от Ельцин Центра. У Театра драмы к пёстрой карнавальной процессии присоединятся участники Лаборатории уличного перформанса «Картония». Её кураторами в этом году стали художник Кейл Джонсон (Лос-Анджелес), перформер, продюсер Сергей Корсаков (Москва) и ходулист, режиссер театра «СоЛу» Маша Плаксина (Санкт-Петербург). Участники лаборатории присоединятся к процессии в авторских картонных костюмах и в сопровождении гигантских арт-объектов, созданных ими из обычного картона.

Завершится фестиваль масштабным театрализованным представлением Екатеринбургского театра кукол на Плотинке – главной сцене Исторического сквера.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.