Новые медиа стали СМИ

20 апреля 2016 г.Татьяна Филиппова
Новые медиа стали СМИ

Стало хорошей традицией — авторам самим представлять свежеизданные книги. Так, 13 апреля Сергей Паранько, редакционный директор Mail.Ru Group, создатель специального курса «Современная интернет-журналистика» в МГУ, лауреат рейтинга молодых медиа-менеджеров России обсудил с завсегдатаями лектория в Ельцин Центре коллективный сборник, изданный екатеринбургским Гуманитарным университетом «Как новые медиа изменили журналистику: 2012-2016».

Авторы книги – семь российских и два американских журналиста – рассматривают новые формы медиа-потребления, предлагая ценную аналитику и проверенные опытом инструменты успешной практики. Послушать спикера пришли коллеги – журналисты, аналитики, маркетологи, рекламисты печатных и интернет-изданий, преподаватели екатеринбургских ВУЗов. Новый сборник может стать своеобразным пособием для современного журналиста, в котором ему предлагают задуматься и поразмышлять над новым инструментарием, а также над тем, какими навыками он должен обзавестись, чтобы пользователь оставался наедине с его текстом как можно дольше. При этом лектор печально констатировал в самом начале обзора, что новостные форматы заметно сместились в сторону наглядности: минимум букв, максимум иллюстраций. Уже не надо писать хорошо, достаточно коротко и быстро, а еще лучше, чтобы текст был просто подписью к картинке.

– Каждые сутки профессиональные медиа производят сотни часов видео- и текстового контента, – говорит Паранько. – Для примера 21274 телевизионные станции во всем мире размещают 85000 часов оригинальных программ в день. Зритель смотрит телевизор приблизительно пять часов в сутки. Предлагаемого контента стало значительно больше, чем человек гипотетически способен потребить за всю свою жизнь. За внимание аудитории сегодня борются не только медиа, но и коммерческие бренды, а с недавних пор и социальные сети. В 2014 году россияне в среднем уделяли медиа около 8,5 часа в сутки. Среднестатистический гражданин, - резюмирует лектор, - ежедневно тратит 4 часа на ТВ (утром и вечером), три часа на радио (в офисе и в машине), 1,5 часа на Интернет (совокупно) и только 10 минут на чтение журналов и газет.

В эпоху, когда на читателя обрушивается шквал ежедневных новостей, основной задачей журналиста, по мнению автора, становится не поиск информации, а ее фильтрация, проверка и толкование. Вызовы, которые предъявляет новая реальность – это крайняя информационная усталость, ограниченный ресурс внимания, высокий «частотный шум» цифровой среды, стремительно возрастающие фрагментация и персонификация содержания.

Медиа давно перестали быть точкой входа в Интернет. Эту миссию взвалили на себя социальные сети. Посетитель из социальной сети потребляет новости по принципу «зайти и выйти», а не «прочитать все, что опубликовано на сайте». Хождение по ссылкам, персонифицированные ленты новостей, падающий трафик на посещение главных страниц приводят не только к выгоранию читательского интереса. Человек, пробегающий по заголовкам, оказывается вне новостной повестки дня. Такая ограниченная информированность несет серьезную угрозу обществу, но она же и открывает новые возможности для медиа, которые готовы заниматься фильтрацией и толкованием, предлагая читателю целостную картину мира.

– Сегодня очевидно, что СМИ потеряли монополию на производство и распространение новостей. На оперативность тоже. Из Twitter и Facebook пользователь успевает узнать то, о чем информационные агентства напишут лишь спустя некоторое время. Так Илья Яшин первым сообщил об убийстве Бориса Немцова в Twitter. СМИ публиковали новость со ссылкой на запись Яшина в социальной сети. Аккаунтами в соцсетях обзавелись многие СМИ, но выигрывают те, кто постоянно расширяет список источников и следит за тем, как и с кем источники взаимодействуют, кому отвечают, кого «ретвитят» и «репостят». Это позволяет всегда оставаться на одной волне с лидерами новостей, – уверен Сергей Паранько.

От того, как журналист фильтрует информацию, зависит качество издания. Чтобы не пропускать важное, он должен четко знать свою целевую аудиторию. Писать о том, что важно для его аудитории и только о том, в чем разбирается сам. Толковать и подавать информацию читателю необходимо так, чтобы он не терял сути происходящего. Сегодня читатель «сканирует» текст, а не вчитывается в него, поэтому важно, чтобы аудиовизуальный контент дополнял восприятие.

Ни для кого не секрет, что Интернет переполнен дезинформацией. Задача журналиста проверять достоверность фактов и излагать их без искажений. Соцсети помогают осуществлять верификацию информации. Сегодня разного рода события, такие как праздник, катастрофа, митинг или карнавал, освещаются «гражданскими журналистами»– обычными людьми со смартфонами, которые фиксируют происходящее и публикуют новости в сети.

Посетители, пришедшие из социальной сети, не планируют проводить на страницах новостных изданий много времени. Обычно они бегло просматривают ленту новостей, «клюют» на интересный заголовок и «кликают» его. Они хотят узнать подробности и вернуться обратно. Кредит доверия медиа-ресурсам в среднем составляет чуть больше восьми секунд. За это время читатель готов пробежаться по картинкам и заголовкам, выхватить пару строк из текста и уйти. Играть заголовками, заведомо обманывая ожидания, сегодня опасно. Читатель должен видеть текст или его начало на первом экране. Чем скорее начнется знакомство с содержанием, тем вероятнее, что читатель дочитает текст до конца.

В общем, борьба за внимание потребителя продолжается. Задача журналиста сводится к умению рассказывать увлекательные и полезные истории. Вслед за своим читателем даже крупные издания уходят в социальные сети. Все, что им остается, – адаптировать истории к разным носителям и средам. Журналистов же просят не беспокоиться, а лишь быть ближе к народу. Их профессия будет востребована и дальше, потому что запрос на истории не исчезнет никогда.


Заходите на страницы Президентского центра Б.Н. Ельцина в социальных сетях:

Ельцин Центр в ВКонтакте

Ельцин Центр в Twitter

Ельцин Центр в Youtube

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.