В Ельцин Центре в Екатеринбурге 13 сентября прошла встреча с Айвин Финн, менеджером по научным коммуникациям Diamond Light Source. Мероприятие прошло в помещении Образовательного центра.

В начале своего выступления Айвин Финн от души поблагодарила Ельцин Центр за возможность выступления и презентации. Также гостья рассказала о Diamond Light Source (это научное учреждение – ускорительный комплекс, источник синхротронного излучения третьего поколения в Оксфордшире, Англия) и своей исследовательской работе. А также о том, как можно популяризировать и сделать доступными научные знания. Для этого она провела тренинг, в ходе которого присутствующие должны были раскрыть сложную тему двенадцатилетнему подростку и профессору. По мнению участников эксперимента, повествование, адресованное подростку, разительно отличалось от коммуникации с профессором, требовало простых и коротких предложений, также в рассказе отсутствовали специальные термины.

– Вы должны уметь объяснить тему максимально просто любому человеку, – сформулировала главный принцип коммуникации Айвин Финн. – Важно так рассказать историю, чтобы увлечь ею публику. История должна эмоционально трогать людей.

После презентации и тренинга слушатели задавали вопросы самому спикеру.

– Какие способы популяризации информации наиболее эффективны: печатные издания, рассылка, выступления в школах и вузах?

– Важно оценить, на какую аудиторию вы ориентируетесь, – ответила Айрин Финн. – Во многом это зависит от истории, которую вы хотите рассказать. Вы можете сделать это на страницах журнала или в любом другом СМИ. К примеру, когда мы рассказывали о полиомиелите, то использовали Twitter, и было много ретвитов.

– Приходится ли упрощать научную информацию, донося ее до широкой аудитории?

– Донося сложную информацию, вы должны начинать с базового уровня знаний. Когда я писала диссертацию и выступала перед студентами-физиками, они переспрашивали каждое слово. Если вы адресуете информацию неспециалистам, то используйте иллюстрации и не сокращайте слова.

– Пользователи соцсетей используют короткие тексты. Как найти «золотую середину» между кратким изложением и описанием исследования?

– Например, для "Фейсбука" я беру короткую цитату знаков на 250 и присоединяю ссылку на статью. Мы просто используем хэштеги.

– Как молодежь Великобритании мотивируют идти в науку?

– Как можно стимулировать молодежь, я не знаю. Но мы стараемся на нее ориентироваться. Мы посещаем школы, например, организуем там день работы с вирусами. Школьники вырезают вирусы из бумаги, мы обсуждаем, что это такое. Или говорим о том, какую роль играют женщины в науке. Также мы приводим детей в нашу лабораторию, просим их угадать, что в ней находится. Проводим различные конкурсы. Может быть, они придут в науку лет через 15, а возможно, нет.

– Какое научное направление пользуется наибольшей популярностью в Великобритании?

– Лучше всего финансируются биомедицинские исследования. Например, посвященные тому, как вылечить рак или болезнь Альцгеймера. Это оказывает большой эффект на жизнь людей.

Лекция состоялась в рамках Года науки и образования Великобритании и России. В пяти городах России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и Новосибирск) организованы мастер-классы по научным коммуникациям при участии ведущих британских экспертов, представителей авторитетных британских институтов, деятельность которых сочетает медиакоммуникации и работу в области науки и образования. Спикеры рассказывают об особенностях искусства научных коммуникаций, поделятся полезными советами о том, как рассказывать о науке простым языком.