Наталья Дрозд и Полина Зуева — о российской киноиндустрии и эпохе 90-х

15 декабря 2021 г.Наталья Шурмина
Наталья Дрозд и Полина Зуева — о российской киноиндустрии и эпохе 90-х

Ельцин Центр в Екатеринбурге в первые дни декабря по традиции принял программы XVIII Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба». Пять насыщенных фестивальных дней вместили в себя конкурсные и внеконкурсные показы фильмов, мастер-классы, дискуссии, встречи с режиссёрами и актёрами, вызвавшие большой зрительский интерес.

«Кинопроба» ежегодно проходит в Екатеринбурге с 2004 года — и многие годы Президентский центр Б.Н. Ельцина является её партнёром. Формат фестиваля уникален: это не просто фестиваль-конкурс, фестиваль-праздник, но и фестиваль-практикум. Участники фестиваля — представители киношкол со всего света.

В числе гостей «Кинопробы» в этом году были директор Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» Полина Зуева, которая на своём выступлении в Ельцин Центре рассказала про «анатомию фестиваля», и продюсер Наталья Дрозд, чья последняя работа «Купе № 6» получила Гран-при жюри 74-го Каннского международного кинофестиваля. Дрозд на «Кинопробе» поделилась опытом создания концепции, производства и выпуска альманаха шести женщин-режиссеров «Петербург. Только по любви».

Полина Зуева и Наталья Дрозд в ходе насыщенной фестивальной программы посетили Музей Бориса Ельцина и после визита рассказали о своих впечатлениях, об эпохе 90-х и сегодняшнем дне российской киноиндустрии в интервью корреспонденту сайта Ельцин Центра.

— В 90-е годы завершилась эпоха советского кино и стало зарождаться новое российское. Каким стал отечественный кинематограф за последние 30 лет? Прослеживается ли вектор его развития?

Н.Д.: В последние 6–8 лет в российской киноиндустрии сложились правила игры, которые ведут к повышению качества кинопродукции, и это касается не только блокбастеров, но и авторского кино. Всё стало приходить в какую-то систему, но прогноз мне не хотелось бы давать, поскольку жизнь гораздо многообразнее и интереснее, чем любые прогнозы. Понятно, что сейчас некоторые темы в кино становятся табуированными, но в этих ограничениях есть и плюсы: они заставляют авторов двигаться не в лобовую, а искусство — оно всё-таки про нюансы.

Я очень надеюсь, что в дальнейшем не будет падать общий уровень профессионализма, что сохранится диалог с международным сообществом, с европейским кинематографом. Сейчас Роскино только укрепляет эти связи, но, как известно, в России постоянна только одна вещь — всё временно. Исторически авторское кино живёт за счёт государственных субсидий, поэтому всё зависит от власти, от государства. Будет людоедское государство — не будет картин или будет, как в сталинские времена, выпускаться их крайне мало. Наша отрасль, авторское кино, очень сильно зависит от государственных денег и воли.

П. З.: Мне сложно судить об этом, я занимаюсь организационной частью кинопроцесса. Но если смотреть на это с точки зрения обычного зрителя, то изменилась жизнь, изменилась культура, изменился человек, поэтому кино последовало за всеми этими изменениями. Кино, как и всегда, отражает то, что происходит внутри общества и внутри самого человека. Поэтому ответ на поверхности: всё меняется и, безусловно, меняется кино, оно меняется так же, как и мы.

Интервью Полины Зуевой

Видео: Александр Поляков

Встреча с Полиной Зуевой

— Для чего российскому кинематографу «Кинотавр»? Насколько фестивальная жизнь важна для авторского кино?

П.З.: «Кинотавр» — это отражение, это зеркало российского кино. Мы пытаемся отразить всё новое, что есть на сегодняшний день, всё происходящее: от авторского кино до арт-мейнстрима, мы показываем и самые кассовые фильмы — те, что являются зрительскими хитами года. А дальше фестиваль будет двигаться сообразно тому, что будет происходить в обществе, у нас нет каких-то космических задач и целей. Главное — отражать действительность. Если сейчас онлайн-платформы приобретают всё большую популярность и вес, производят всё больше контента, который с большим удовольствием потребляется зрителем, значит, мы должны это учитывать, обращать на него внимание и включать такой контент в фестивальную программу. «Кинотавр» — это фестиваль, который всё-таки рассчитан в большей степени на индустриальную публику, а не обычного зрителя, и это наша немаловажная специфика.

Н.Д.: В первую очередь я занимаюсь авторским кино, а для него фестивальная жизнь крайне важна, потому что в России нет выстроенной системы кинопроката авторского кино, зритель может узнать о том или ином кинематографическом произведении, если только оно как-то прозвучит на фестивалях — как российских, так и международных.

Интервью с Натальей Дрозд

Видео: Александр Поляков

Встреча с Натальей Дрозд

— Вы видите интерес к российскому кино за рубежом? Если он есть, то с чем, на ваш взгляд, связан?

П.З.: Какое-то количество времени я занималась неделями российского кино в зарубежных странах, к примеру, в Израиле успела сделать девять таких мероприятий. Они показали, что интерес к нашему кино огромный, и не только со стороны русскоязычной аудитории, но и со стороны коренного населения, поскольку все фильмы, которые мы показывали, были переведены на язык страны.

Н. Д.: Мне кажется, интерес к нашему кино вырос в последние два года. Это связано, на мой взгляд, с двумя обстоятельствами. Первое — это развитие российской киноиндустрии в последние годы, когда вырос общий уровень кинопродукции и она становится всё более конкурентоспособной. Второе обстоятельство — те процессы, которые идут внутри России. Когда что-то сжимается и сокращается, закрывается от всего остального мира, то всем становится любопытно и хочется найти какую-то дырочку в этом заборе и посмотреть, что же происходит внутри. Кино, безусловно, как некий свидетель современности, является одним из тех медиумов, которые могут рассказать иностранному зрителю о том, что происходит. То кино, которое снято актуально, честно, непредвзято, вызывает большой интерес, — как документ происходящего.

— Что лично для вас эпоха 90-х, какие чувства и воспоминания она вызывает?

П.З.: 90-е — это моё детство и юность, которые закончились в один день, когда произошли августовские события. Я собиралась ехать к подруге на дачу и вышла на Кутузовский проспект ловить такси, но такси не было, а были танки. Я не поняла, что происходит, и решила, что это какой-то летний парад. Но поскольку весь асфальт на Кутузовском был поднят и вывернут наизнанку, то я побежала домой, чтобы посмотреть новости. Включила телевизор, а новостей тоже нет. К вечеру бабушка сделала котлеты, и я понесла их танкистам. Но настроение у меня было очень боевое, весь наш класс вышел, мы поддерживали события этого дня. А в целом, честно говоря, мои 90-е были достаточно счастливыми. Не могу сказать, что у меня было беззаботное детство, оно было как у всех в те годы, но присутствовал какой-то совсем другой дух.

Н.Д.: Для меня 90-е — это ностальгия, потому что на это время пришлось моё становление и взросление. Очень хорошо помню этот предметный мир и очень хорошо помню это чувство свободы. Я сейчас взрослый человек, и у меня, казалось бы, тоже много возможностей, но я прекрасно понимаю, что ограничена рамкой, которая у нас сейчас существует. А тогда я её не чувствовала вообще, это было и страшно, и здорово одновременно. У меня искренне хорошее отношение к этому времени не только потому, что это моя молодость, но и потому, что это ощущение реальности всего было очень сильным. Прекрасно понимаю тех людей, которые говорят, что это был ужас и кошмар, но лично у меня прекрасного было гораздо больше. Были коммуникации, поездки, разговоры и не было необходимости чему-то соответствовать. Мне кажется, что мне очень повезло, что у меня совсем не было внутреннего цензора, это очень освобождает.

— Какие впечатления у вас остались после посещения Музея Бориса Ельцина?

П.З.: Во-первых, это всё очень здорово и замечательно придумано, а сделано это ещё лучше, чем придумано. Все мультимедийные средства, которые могут быть использованы для того, чтобы передать информацию и даже какие-то ощущения, были использованы и были использованы очень грамотно. Что-то отдельно выделить довольно сложно, потому что это отдельное путешествие в эпоху, конец которой я смогла застать сама в силу своего возраста.

Н. Д.: Это очень крутое место! Сложилось ощущение, что два часа времени экскурсии не хватило, хочется ещё походить, почитать, полистать, попробовать все интерактивные вещи. Я ехала в Екатеринбург во многом и для того, чтобы попасть в этот прекрасный музей. Он захватил меня эмоционально, появилось ощущение ностальгии и невероятной грусти, причины которой понятны. Во многих залах мне очень хотелось плакать. Мне кажется, что это удивительный музей, который крайне эмоционален. Все выстроено таким образом, что, помимо информации, мы получаем эмоцию, и это очень здорово, это искусство коммуникации с посетителями.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.