Михаил Ефремов: «И 90-е нас изменили, и нулевые»

6 декабря 2018 г.Татьяна Филиппова
Михаил Ефремов: «И 90-е нас изменили, и нулевые»

Фестивалем «Слова и музыка Свободы – СМС» отметили сразу две праздничные даты – 25 лет российской Конституции и три года со дня открытия Ельцин Центра. Открыл фестиваль 23 ноября спектакль «Господин Хороший. Не вопрос!»

Проект «Господин Хороший», родившийся на независимом телеканале «Дождь», прямой наследник «Гражданина Поэта», который появился еще в 2011 году и приобрел воистину всенародную популярность.

Новая программа «Не вопрос!» – построена в формате пресс-конференции, как ответ на злободневные вопросы и новости текущего дня.

Бессменные участники проекта Михаил Ефремов, Андрей Орлов, сменивший на этом посту Дмитрия Быкова, и Андрей Васильев прибыли в Екатеринбург накануне, чтобы провести ночную полномасштабную репетицию со всеми техническими службами Ельцин Центра.

Специально для спектакля в зоне Атриума был выстроен амфитеатр с партером, бельэтажем и ложами, откуда исполнители были видны, как на ладони.

В перерыве между прогонами Михаил Ефремов вспоминал 90-е. В коротком интервью, бесконечно отвлекаясь на замечания и реплики коллег, он рассказал, к чему его обязывала фамилия.

– В 90-е было много хорошего. И плохого, в смысле потерь. Люди умирали, уезжали. Страна открылась. Вместе с хорошим, хлынуло и плохое.

– Какой опыт вы приобрели в 90-е?

– Я – частный человек, работал в театре и в кино. К счастью, не был безработным. В начале 90-х запустился сериал «Королева Марго», в котором снимались я и моя супруга Евгения Добровольская. Нам заплатили не только деньгами, но и автомобилем «Нива». Мы были счастливыми людьми. Конечно, было бедное время. Смена политических формаций не проходит бесследно. Не бывает равенства возможностей, его в принципе не может быть.

– С каким чувством вы вспоминаете эти годы?

– Вспоминаю 90-е так же как люди, которые старше меня лет на 10–15 вспоминают времена застоя.

– Хорошо вспоминают?

– А как же! Они же были молодые.

– В одном из своих интервью вы сказали, что железный занавес должен был упасть, а СССР должен был распасться.

– И сейчас так считаю. В 1983 или 1984 году Олег Николаевич (Ефремов, отец Михаила – актер и режиссер – ред.) привез из-за границы видеомагнитофон. И я начал смотреть фильмы, которых мы никогда не видели. Это огромный пласт кинематографической культуры ХХ века. У нас было хорошее советское кино, но всей палитры мы не знали. Мысль, что коммунизму кранты, была в моей голове. Прошло года 3–4, так оно и получилось. Доступ к информации должен быть свободным, тогда и страна будет свободной.

– Было у вас ощущение чего-то невероятного?

– Наоборот, у меня было ощущение возвращения к нормальной жизни. Не очень яркой, не очень богатой. Помню, как стояли люди на Тверской. Торговали всем, что можно было продать. Была в этом, несомненно, какая-то романтика.

– Наличие у вас особой гражданской позиции со многими испортило отношения?

– Ни с кем. Об этом говорят на кухнях, на симпозиумах, об этом говорят везде. Люди стали гораздо свободнее. Их пытаются сегодня построить. Получится или нет – покажет время.

– Ваш прогноз?

– Мой прогноз: будет все нормально. В 90-е было действительно страшно. Особенно в 94-м, когда началась Чеченская война, которая, по сути, была гражданской.

– Какие темы вас волнуют в рамках вашего проекта? О чем сегодня надо говорить?

– Это вопрос не ко мне, а к моим коллегам – Орлову и Васильеву. Я хотел бы поговорить про Курилы. Не знаю, может быть сегодня зададут такой вопрос. Не то, чтобы он меня волновал, просто со словом «Курилы» рифмуется много хороших слов.

– У вас нет собственного отношения к этому вопросу?

– Ну, я бы, может быть, всем все отдал, со всеми поделился, но это я – негосударственный человек.

– Люди изменились со времен 90-х?

– Конечно, изменились. Нулевые были сытые. Нефть была дорогая и мы жили прекрасно. Кредиты брали, в Турции отдыхали, машины покупали. И 90-е нас изменили, и нулевые. И десятые нас сейчас меняют. Я чем старше становлюсь, тем больше понимаю, что все это тлен.

– Чему вы хотели бы научить своих детей?

– Следить за «базаром». Мне, как отцу, хотелось бы, чтобы они были добрыми и честными. Чтобы не были несчастными. Но я работаю, а воспитывают их мамы.

– Мамы у них разные, значит и воспитание разное?

– Ну почему, мы все люди примерно одного круга.

– У вас уже двое из семьи пошли по стопам отца и деда?

– Старшие сыновья. И две девочки на подходе. Тоже хотят быть артистками. Старшая Анна-Мария будет дизайнером, посещает подготовительные курсы в Высшей школе экономики.

– Анна-Мария главная интеллектуалка в вашей семье?

– Наш главный ханжа и демагог.

– Но вам хотелось бы, чтобы дети продолжили династию?

– Тут я не властен. Решат так, пусть продолжается. Скажут: «Ерунда все это!», пойдут нефть добывать. Это их выбор.

– Вы звонить никому не будете, чтобы их посмотрели?

– Я и сам могу посмотреть. Никита и Николай поступали самостоятельно. Понятно, что фамилия играет роль – на них смотрят более пристально. На меня тоже когда-то смотрели более пристально.

– Как вам кажется, груз фамилии для них существует?

– Конечно, существует. И у меня существовал. И у друга моего лепшего Никиты Высоцкого тоже существовал. Он практически под иконой жил. Но это были наши проблемы.

– К чему вас это обязывало?

– Смотреть на все не только со своей позиции, но и с позиции семьи.

– Вы человек читающий, что из прочитанного в последнее время вызвало у вас настоящий интерес?

– Иванов. Я остановился в апартаментах Ельцин Центра, и мне попалась его книга про пугачевский бунт (роман Алексея Иванова «Вилы» – ред.). Интересно пишет.

Михаил Ефремов вернулся осваивать сцену. На следующий день на спектакле был полный аншлаг. Два часа экспрессии и гротеска, доброй иронии и сатиры, чтецкого и актерского мастерства. Образы менялись как перчатки. Каждый новый выход сопровождался аплодисментами.

Как и на всех выступлениях «Господина хорошего!», публика определяет тему для заключительного экспромта Андрея Орлова. И в этот раз с галерки прозвучала тема не о Курилах, как хотел бы заслуженный артист, а об административном задержании рэпера Хаски накануне в Краснодаре. 22 ноября раздосадованный отменой концерта рэпер залез на частный автомобиль и попытался выступать оттуда.

Поэт Орлов под всеобщий хохот провел историческую параллель, иронично сравнив артиста с Лениным на броневике.

Поэт Орлуша о рэпере Хаски - в Ельцин Центре

Публика не отпускала. Команда «Господина хорошего!» выступила на «бис».

В завершении вечера Михаил Ефремов поздравил Ельцин Центр с днем рождения, поблагодарил за теплый прием и выразил надежду вернуться сюда еще не один раз.

Другие новости

Лекция

Как XX век стал временем антиутопий

Как XX век стал временем антиутопий
Антиутопию нередко называют «антижанром», имея в виду, что она рождается, когда в классическую утопию проникает романное начало — историческое время и герой-личность, доказывающий уникальность и значи…
15 марта 2024 г.
Выставка

«Ткань времени»: соткано из воспоминаний

«Ткань времени»: соткано из воспоминаний
Лаборатория для людей старшего поколения 55+ под руководством Софьи Содерберг и Евгения Кутергина завершилась выставкой «Ткань времени», которая открылась 28 февраля в Образовательном центре. Картины …
14 марта 2024 г.
Лекция

Театр застоя: от «Заседания парткома» до Гамлета Высоцкого

Театр застоя: от «Заседания парткома» до Гамлета Высоцкого
В жизни театра эпохи застоя происходили те же процессы, что в поэзии, философии или религиозной сфере. Ставили свои лучшие спектакли Юрий Любимов и Олег Ефремов, Георгий Товстоногов и Анатолий Эфрос;…
10 марта 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.