Мастер мокьюментари Михаил Местецкий

11 сентября 2019 г.Ольга Исакова
Мастер мокьюментари Михаил Местецкий

В Ельцин Центре 5 сентября прошла первая встреча второго сезона образовательной программы «Отечественная история в кинематографических свидетельствах: правда, постправда, ложь». Открыл сезон российский мастер Михаил Местецкий: режиссер «Тряпичного союза», «Незначительных подробностей случайного эпизода», сценарист «Легенды №17», «Хорошего мальчика» и идейный вдохновитель музыкального бэнда «Шкловский».

Михаил Местецкий стал известен массовому зрителю после соавторской работы над сценарием фильма «Легенда №17» режиссёра Николая Лебедева. Это подтверждается не только лидерством по популярности среди аудитории «Кинопоиска» за первые пятнадцать лет XXI века, но и положительными рецензиями большинства российских кинокритиков. Позднее Михаил откровенничал: творческое удовлетворение ему приносит не работа под крылом массового российского кинопроизводства, а собственные режиссёрские работы в жанре мокьюментари.

– Михаил, я запуталась! Где вы «прикалываетесь» по-настоящему? Такие разные работы – здесь, и в «большом» кино». Не верится, что у них общий автор, – негодовала слушательница лекции.

В мокьюментари, по словам Михаила Местецкого, съёмочная команда не заключена в жёсткие рамки продюсерского видения картины. Лёгкие и живые короткометражки автор создаёт в атмосфере творческого «беспредела», оторванности и вседозволенности. Например, обувная мафия пришивает ноги профессору-экспериментатору Пахомину, в больнице топоры оказываются в чёрном хлебе, а сотрудник ОГПУ путешествует во времени прямиком в 2015-й.

Мокьюментари дословно означает «документальную подделку», стилизацию под документальность. При зарождении жанра в 1950-х выяснилось, что «святая документальность» кино нередко выступает неким каркасом эстетической системы с набором приёмов, который авторы применяют для манипуляции. Псевдодокументальное кино – смелый бунтарский ответ на чрезмерное бравирование лживыми фактами и дезинформацию в документалистике. У каждого мокьюментари-режиссёра кино – своё, особенное и родное, но всегда используется приём «игровой матрёшки». Игры в игре. Уровни вымышленного и реального накладываются друг на друга. Автор нарочито маскирует вектор логического построения нарратива. Смыслы повествования смещаются, перетасовываются как карты в колоде. В такой игре подлинного и вымышленного режиссёру не нужно биться за доверие зрителя. С первых кадров сконструированная реальность в мокьюментари – насмешка, манипулирование в чистом виде, шулерство и плутовство.

Как рассказал сам Михаил, желание творить в жанре псевдодокументалистики уходит прямиком в историко-филологическое образование режиссёра. С одной стороны – историческая тяга к недосягаемой истине из первоисточников, с другой – крен творческого порыва в попытке вырваться из тоскливых клещей той самой исторической правды и унылых лап документальности. Михаил иронично называет собственные режиссёрские короткометражки «качественной собачьей чушью», а чуть позднее с заметной теплотой характеризует творческое призвание как «кино малых чаяний».

– Я просто играю с серьезной интонацией, чтобы весело шутить. Документальным кино в чистом виде точно не занимаюсь. Всё это – наглые манипуляции с хроникой и документом. Мимикрия в чистом виде, и, признаюсь, мне это очень близко, – рассказывает Михаил об отношении к мокьюментари.

Когда в коротком метре «Топоры в батонах» герои Местецкого с больничных коек в недоумении вопрошают, как топоры оказываются в батонах, и дело попадает в поле зрения прокуратуры, в зрительном зале Ельцин Центра закономерно возникает вопрос: «Как найти грань между вымышленным и реальным?». В действительности, это ключевой момент для мокьюментари и последняя инстанция в разгадке таинственной природы кино.

Соблюсти полную документальность – то же, что завязать глаза и пройти по минному полю. Результат прогулки очевиден и неутешителен. Документальное кино может быть правдоподобным, убедительным, может соответствовать и точечно попадать в устоявшиеся образы в сознании зрителя, но по умолчанию абсолютная идентичность мироощущения и восприятия окружающего мира невозможна. Отвечая на вопрос, режиссёр возвышенно говорит о важности доверия – людям, историям, экрану – вот, что важно, и вот что прописано в рецепте как романтическая таблетка против цинизма и уныния. В то же время мокьюментари-работы Михаила дают жизненный урок: для твёрдой почвы под ногами стоит прокачать навык трезвой критической позиции и держать мастерство аналитики в полной боевой готовности.

После просмотра трёх короткометражек зрители справедливо сравнили режиссёра Местецкого с Даниилом Хармсом-публицистом, контркультурным героем первой половины XX века.

– Хармса я очень люблю, именно он научил меня: комичное не уступает в величии драматичному, а великое должно быть смешным, – комментирует сравнение Михаил.

Хармс любил вытворять невероятное. Где у Хармса компиляции рифмованной бессмыслицы, абсурда, бреда и фантастичной реальности в пространстве литературного эксперимента, у Местецкого – сторителлинг, но на более опасной территории – территории киноплощадки. Выступать Хармсом современности у режиссера выходит здорово. Короткий метр «Ноги – атавизм» в 2012 году на «Кинотавре» стал лучшим короткометражным фильмом.

Вечер в зале Ельцин Центра проходил в тёплой атмосфере домашних посиделок, не по правилам строгой академической лекции. Екатеринбуржцы интересовались творческим подходом режиссера, сценарно-режиссёрскими нюансами работы. Михаил делился опытом не без присущей ему иронии. К съемкам сериала, рассказал Местецкий, он пока не готов.

– Другой темп речи, иной подход и чувствование материала. Сколько информации нужно удержать режиссёру в голове. Восхищает и пугает одновременно.

Михаил Местецкий в Ельцин Центре

Слушатели не забыли поинтересоваться, как гость относится к Екатеринбургу, особой энергии Урала и уральским жителям. Михаил с живостью отреагировал и с любовью отозвался о городе. Если выпадет возможность поработать в уральских краях – режиссёр её не упустит.

Последнюю короткометражку – «Одна историческая ошибка» – буквально за несколько дней до лекции в Ельцин Центре разместили на YouTube. В новой работе Михаил Местецкий предложил взглянуть на природу исторической и художественной правды. Удивительное впечатление создаётся после просмотра картины. Для работы над фильмом режиссёру, кажется, пришлось облачиться в мантию волшебника, а после – с изяществом показать мастерство монтажной склейки.

Сохраним подробности в секрете, не будем разрушать магию кино. Посмотрите – и всё поймёте сами.

Другие новости

Книги

«Революция» Эмманюэля Макрона дошла до Москвы

«Революция» Эмманюэля Макрона дошла до Москвы
На днях из печати вышла (в русском переводе) книга французского президента Эманнюэля Макрона «Революция». Книгу выпустило издательство МГУ, тираж – две тысячи. У русского издания – особая, не простая судьба, это проект. В его реализации принял участие и Президентский центр Б.Н. Ельцина.
11 сентября 2019 г.
Дети

День знаний в Ельцин Центре

День знаний в Ельцин Центре
В Ельцин Центре 2 сентября отметили День знаний. Школьников от 7 до 17 лет знакомили с современными профессиями, а в зале Свободы старшеклассники состязались в знании новейшей истории страны.
7 сентября 2019 г.
Фестивали

«Луч»: новое аудиовизуальное искусство

«Луч»: новое аудиовизуальное искусство
Медиафасад Ельцин Центра во второй раз за 2019 год стал экраном для демонстрации нового аудиовизуального искусства. Случился второй фестиваль «Луч». Вечером 30 и 31 августа здесь показывали работы современных художников. Несмотря на холод и дождь, на стилобате и набережной городского пруда собрались сотни зрителей, чтобы посмотреть показ. Было непривычно ярко, но не менее интересно и внутри Ельцин Центра.
5 сентября 2019 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.