Кэрол Салмонсон: «Сущность света – энергия»

24 октября 2016 г.Екатерина Балабкина, Татьяна Филиппова
Кэрол Салмонсон: «Сущность света – энергия»

В образовательной аудитории Ельцин Центра в Екатеринбурге в рамках проекта «Разговоры с художниками» 19 октября состоялась лекция художницы из Бруклина Кэрол Салмонсон.

Ее творческое кредо – работа с особым материалом: сложными светодиодными конструкциями, светоотражающими поверхностями вроде лавсановой пленки, и той, что используется для дорожных знаков, а также органическим стеклом и пластиком. С помощью такого разнообразного набора ей удается создавать нетипичные арт-объекты, взаимодействующие со зрителем. Сейчас Кэрол работает над преображением Белой башни –своеобразного символа конструктивистского ансамбля Екатеринбурга – в рамках фестиваля светового искусства «Не темно», который в четвертый раз состоится в декабре текущего года. Два ряда нижних окон башни по плану автора превратятся в современные подсвечиваемые витражи в эстетике неоконструктивизма.

– В течение многих лет, – вспоминает Кэрол, – я занималась живописью и хотела, чтобы она могла одновременно двигаться и оставаться статичной. Это сущность света – энергия, которая движется бесконечно. Поэтому я начала работать со светом.

Кэрол рассказала, что на ее творчество повлияли две составляющие средневекового искусства: византийские мозаики и церковные готические витражи. На примере собора Святой Софии в Стамбуле, художница подметила, как украшенные цветной мозаикой ступени к алтарю отражают свет на другие поверхности и создают эффект левитации. В отличие от мозаики, в витражах свет проникает сквозь цветное стекло и, когда попадает в пространство собора, преломляется, изменяется и несет новое ощущение. Высокое расположение этих окон притягивает внимание молящегося, так достигается чувство связи с небесным внутри архитектуры собора.

– В своих работах я задействую как отражение, так и прозрачность. Все это благодаря использованию современных технологий, – рассказывает Кэрол. – Именно при помощи сочетания световых средств удается достичь визуальной глубины восприятия объекта. Но к этому я пришла не сразу.

Начав свой творческий путь в 90-х, Салмонсон изучала современный танец в Нью-Йорке, посещала различные перформансы. Это была эпоха минимализма, когда декорации создавались при помощи света: «Я получила колоссальный опыт его использования в творческом пространстве. Настало время осознать, где я могу его применить».

И вот в 2003 году она начала работу над своим первым проектом. Им стала большая коробка, имитирующая дом. Кэрол экспериментировала с интерьерной подсветкой пространства, где взаимодействовали светоотражающие материалы и диоды, создавая необходимую атмосферу в боксе.

– Я всегда была влюблена в технологию, – говорит художница. – Многие люди считают, что это сфера чего-то нечеловеческого, но я думаю, что с помощью прогрессивных методов мы можем наоборот – раздвинуть границы человеческого и объединить людей.

По мере развития творческого потенциала, Кэрол поняла, что аналогично эффекту церковных витражей и мозаики, которые соединяли многомерность пространства, она добьется того же при помощи света, работая современными методами. Ее работы начали усложняться. Художница теперь акцентирует внимание на формы, которые органично вписываются в заданную архитектуру и соединяют прошлое с настоящим, которые не спорят между собой. Салмонсон в процессе работы над арт-объектами выработала новый прием работы со светом – «световые слои». Благодаря наложению друг на друга источников света, художница добивается сходства с мозаичной конструкцией, только вместо стеклянных фрагментов – диоды.

– Светоотражающая пленка позволяет воспринимать свет под различными углами, – говорит Кэрол. – Пластик может подсвечиваться без использования электричества, а диоды отражаться от самых разных поверхностей. Но мои работы не про технологию, они про расширение человеческого горизонта в использовании света, восприятии энергии и движении вперед.

Относительно визитной карточки Екатеринбурга – Белой башни: по задумке Кэрол Салмонсон, прямоугольные и круглые окна будут смотреть на нас цветными переливами таких форм, которые она назвала «Водные пузыри». В названии читаются отсылы к истории бывшей водонапорной башни и эпохе конструктивизма как жанра, символизирующего движение вперед.

– В «пузырях» используется художественный дизайн этого направления, объединяя два ряда окон в одной стилистике, где сливаются круги и вертикальные линии. Эта работа – типичный оммаж – дань уважения в подражании великим художникам, скульпторам, архитекторам, витражистам.

Фигуры круга и вертикальных линий отсылают к движению воды и осмыслению того, чего добились эти направления искусства. Это и взгляд в будущее, ведь использованные светодиоды для подсветки окон – активно развивающаяся современная технология. В поисках новых форм сегодня многие авторы работают на стыке самых разных художественных, промышленных и научно-технологических направлений. Все они призваны удивлять и вдохновлять зрителя, чтобы он мог гордиться арт-объектами своего города или, как минимум, любоваться.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.