Читаем Пушкина

9 июня 2016 г.Татьяна Филиппова
Читаем Пушкина

Почитать стихи Пушкина в день рождения поэта в гулком Атриуме, где эхо разносится по этажам, – настоящее удовольствие. Ельцин Центр опять собрал тех, кто ценит русский язык, любит русскую литературу и дорожит историей страны.

Самые разные люди – журналисты, издатели, иллюстраторы, бизнесмены, чиновники и депутаты – отложили дела, оставили политические споры, забыли об идеологических разногласиях и приняли участие в «Пушкинских чтениях».

Свободный микрофон

Открыл вечер писатель, публицист, профессор Высшей школы экономики Александр Архангельский. Он поприветствовал собравшихся и сказал, что приятно удивлен тем, что совсем не юбилейная дата собрала столько любителей поэзии Пушкина. Он зачитал воспоминание писателя Виктора Шкловского о праздновании Дня рождения поэта в Михайловском в 1937 году: «…на озере, среди сосен, был карнавал. Впереди шли люди в карнавальных костюмах; герои «Сказки о царе Салтане»; шли в ногу, потому что они были солдаты… потом показались сани, запряженные тройкой коней. В санях сидела девушка в тулупе (Маша Миронова) и старый казак с бородой (Емельян Пугачев), и у него на тулупе широкая Анненская лента. Сразу за ними ехала тачанка, на ней пулемет. У пулемета стоял Чапаев. Как же так? — спросил я тогда, в дни праздника Пушкина. Мне ответили: вместе-то лучше».

Александр Архангельский прочел любимое стихотворение. Вслед за ним выходили читать известные горожане. Никто из них не был профессиональным чтецом, но читали живо, артистично, предваряя чтение стихов забавными историями. Мэр города Евгений Ройзман прочитал два посвящения Пушкину поэтов Романа Тягунова и Булата Окуджавы. Вероника Новоселова, ведущая новостей «41 канала», прочитала главу из «Пиковой дамы». Константин Киселев, депутат гордумы, сделал подборку озорных полных ядовитого сарказма эпиграмм разных лет творчества Александра Сергеевича. Вадим Дубичев – замглавы администрации губернатора – тоже выбрал эпиграммы, те, которые и сегодня звучат также остро и актуально. Татьяна Самойлова – директор арт-холдинга «Ангажемент» – прочитала письмо Татьяны к Онегину и рассказала трогательную историю из детства. Вера Тарасова – директор журнала «Бизнес и жизнь», прочла значительный фрагмент из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» и со сцены поблагодарила маму, которая привила ей любовь к Пушкину. В перерывах между чтениями Александр Архангельский зачитывал воспоминания о поэте современников, акцентируя внимание на том, насколько они подчас противоречивы.

Помимо тех, кто заявил о своем желании участвовать в чтениях накануне, было много желающих почитать стихи поэта из зала. Томики Пушкина переходили из рук в руки.

Политическое завещание Пушкина

Полным составом публика из Атриума перешла в магазин «Пиотровский», где начиналась лекция Александра Архангельского «Политическое завещание Пушкина: стихотворение «Пир Петра Первого» и гуманистическая традиция русской литературы».

Над Невою резво вьются

Флаги пёстрые судов;

Звучно с лодок раздаются

Песни дружные гребцов;

Пушкин открыл первый номер журнала «Современник» стихотворением, которое воспринимается пушкинистами как призыв к Николаю I помиловать декабристов.

– Это понятно, – говорит Архангельский, – когда вы помещаете стихотворение на первую страницу первого номера своего первого журнала, оно приобретает характер манифеста. Речь идет о конце 1835 года, спустя десять лет после декабрьского восстания. «Современник» не просто литературный, но и общественно-политический журнал. Для поэта это способ диалога с властью. Проект никак нельзя назвать успешным, у журнала всего 600 подписчиков, что делает его разорительным для издателя, так, как не покрывает даже типографских расходов, не говоря уже о гонорарах авторам. Русская публика еще не умеет читать между строк, а писать открыто не решаются сами авторы, в большинстве своем принадлежащие к высшему дворянскому сословию. Они очень хорошо помнят, что стало с их старшими товарищами. Многие были осуждены жестоко, многие не дожили до помилования.

В журнале печатаются Н. Гоголь, И. Тургенев, В. Жуковский, П. Вяземский, В. Одоевский, Д. Давыдов, Н. Языков, Е. Баратынский, Ф. Тютчев, А. Кольцов. Последние прижизненные тома «Современника» Пушкин более чем наполовину наполняет своими произведениями, по большей части анонимными. В журнале были напечатаны его «Скупой рыцарь», «Из А. Шенье», «Сапожник», «Рославлев», «Джон Теннер», «Капитанская дочка», фрагменты «Истории Петра». На что надеялся Пушкин, публикуя «Пир Петра I»?

В царском доме пир весёлый;

Речь гостей хмельна, шумна;

И Нева пальбой тяжёлой

Далеко потрясена.

На самом деле, Пушкин публиковал стихи, уже зная, что помилования не будет, а будет лишь смягчение участи.

Что пирует царь великий

В Питербурге-городке?

Отчего пальба и клики

И эскадра на реке?

Архангельский лишь предполагает, зачем поэт взывает к милости императора. Он относит нас к «Капитанской дочке», где очень подробно раскрывается тема милости как самого великого державного права. Здесь Пушкин предстает перед нами, как безусловный монархист.

Озарён ли честью новой

Русский штык иль русский флаг?

Побеждён ли швед суровый?

Мира ль просит грозный враг?

Лектор воспринимает «Пир Петра» как пушкинский ответ Ломоносову на его «Слово похвальное Петру Великому». Пушкин даже помещает его, как эпиграф во «Введении» к «Истории Петра». История помилования многих знатных преступников широко известна, но уместна ли она. Исторический контекст состоит в том, что царь помиловал государственных преступников и пригласил к своему столу отметить помилование. Фейерверком и пушечной пальбой он празднует примирение с ними. Но ждал ли этого Пушкин от Николая I? И уместна ли была история помилованных Петром преступников. Те были казнокрадами. А у декабристов были политические требования.

Иль в отъятый край у шведа

Прибыл Брантов утлый бот,

И пошел навстречу деда

Всей семьёй наш юный флот,

Архангельский воспроизводит поэтический диалог, растянувшийся во времени почти на два века. «Пир Петра I» лишь часть его. Пушкин отвечает Ломоносову. Но это же и ответ Муравьеву на «Богиню Невы», Рылееву на его «Думы» и Жуковскому на «Многи лета, многи лета».

И воинственные внуки

Стали в строй пред стариком,

И раздался в честь Науки

Песен хор и пушек гром?

Спустя полгода в третьем номере «Современника» Пушкин опубликует стихи начинающего поэта Семена Стромилова, однокашника Лермонтова, который по сути отвечает на стихотворение Александра Сергеевича в том же размере – четырехстопным хореем и теми же державными образами. Но в нем уже нет того глубинного смысла и той потаенной грусти, которая присуща даже самым светлым и восторженным стихам Пушкина. Семен Стромилов, потомок старинного княжеского рода, дослужится до личного секретаря московского военного генерал-губернатора, но останется в памяти народной автором лирической песни «То не ветер ветку клонит».

Годовщину ли Полтавы

Торжествует государь,

День, как жизнь своей державы

Спас от Карла русский царь?

В длинной веренице вдохновленных стихотворением «Пир Петра I» или отвечающих ему и поздний Петр Вяземский, и Александр Блок. Знаменитое «Пушкинскому дому», обращение к Пушкину, стало его последним законченным стихотворением.

Нет! Он с подданным мирится;

Виноватому вину

Отпуская, веселится;

Кружку пенит с ним одну;

Последним в этом поэтическом ряду Архангельский упоминает Дмитрия Пригова, нашего современника, с его стихотворением «Пушкин! Пушкин! Помоги!», конечно, очень «условно» написанным четырехстопным хореем. В нем уже нет воззвания, и заложенного тайного смысла и ответ философски трансформирован и прост – надейтесь на себя.

И в чело его целует,

Светел сердцем и лицом;

И прощенье торжествует,

Как победу над врагом.

И «Пиром Петра I», и «Капитанской дочкой» Пушкин нам говорит: «Закон важнее произвола! Но милость важнее закона!» – в этом и есть политическое завещание Пушкина. Об этом же говорит нам вся гуманистическая традиция русской литературы.

Оттого-то шум и клики

В Питербурге - городке,

И пальба и гром музыки

И эскадра на реке;

Один из присутствующих на лекции слушателей, историк Алексей Мосин, рассказал Александру Архангельскому историю: «Видимо в 1836 году, о котором идет речь, у просвещенной части русского общества был запрос на милосердие. К примеру, граф Павел Николаевич Демидов – русский предприниматель, владелец богатейших Уральских чугуноплавильных заводов, действительный статский советник, егермейстер двора Его Величества, почетный член Императорской Академии Наук, меценат, благотворитель в 1836 году, уже после того, как понял, что облегчения участи многим декабристам не будет, вкладывает 260 рублей золотом на поиски золотоносных жил – это огромные по тем временам деньги. Для чего? Для облегчения жизни политическим ссыльным, коими тогда и были декабристы. В чем он, убежденный монархист, не стыдится признаться».

Оттого-то в час весёлый

Чаша царская полна,

И Нева пальбой тяжёлой

Далеко потрясена.

– Вы знаете, Пушкин тоже был монархистом. Читая его посвящения декабристам, мы ни разу не встречаем «мы». «Я», «вы», но не «мы». Он сочувствует их доле. Но не разделяет их взгляды. И хотя раньше было принято считать, что Пушкин по случайности, из-за ссылки в Михайловское, не оказался среди декабристов. Это не так. Но это не мешало ему заботиться об участи многих своих друзей, восхищаться их смелостью.

Гоголь в переписке с друзьями, ссылается на мнение Пушкина по поводу монархического устроения России: «Как умно определял Пушкин значение полномочного монарха! «Зачем нужно, – говорил он, – чтобы один из нас стал выше всех и даже выше самого закона? Затем, что закон – дерево; в законе человек слышит что-то жесткое и небратское. С одним буквальным исполнением закона недалеко уйдешь, нарушить же или не исполнять его никто из нас не должен; для этого-то и нужна высшая милость, умягчающая закон, которая может явиться людям только в одной полномочной власти… Государство без полномочного монарха то же, что оркестр без капельмейстера: как ни хороши будь все музыканты, но, если нет среди них одного такого, который бы движением палочки всему подавал знак, никуда не пойдет концерт».

Вечный сюжет на фоне Москва-сити

В кино-конференц-зале продолжил пушкинскую тему режиссер Владимир Мирзоев, представив фильм 2011 года «Борис Годунов». Он рассказал, что картина должна была выйти еще в 1997-м к 160-й годовщине со дня смерти поэта, но осторожные высокопоставленные люди увидели в бессмертном сюжете Пушкина нежелательные аллюзии: будто бы в царе Борисе зрители могли увидеть Ельцина. Съемки сорвались, потому что спонсоры засомневались в целесообразности вложений. Эти двенадцать лет изменили наше общество, и сегодня оно нуждается в этом фильме больше, чем тогда. Пока зрители смотрели кино, Владимир Мирзоев прошелся по музею первого президента с его директором Диной Сорокиной и руководителем Архива Дмитрием Пушминым. Обычно по понедельникам музеи не работают, но для известного режиссера поздним вечером сделали исключение. Его потряс просветительский потенциал экспозиции, образовательные возможности, новейшие технологии способные привлечь интерес молодого поколения к музею.

После просмотра фильма режиссер встретился со зрителями. Несмотря на то, что было уже довольно поздно, вопросов было много. Как вам пришло в голову взять именно Пушкина? Как так получается, что актеры произносят стихотворный текст, а ты не замечаешь, что герои разговаривают стихами? Неужели все это есть у Пушкина, ведь он писал двести лет назад? Вы точно ничего не меняли, язык звучит очень современно? Мне теперь кажется, что Пушкин прошел мимо меня! Я, наверное, сейчас примусь за него, с чего посоветуете начать? Я уже знаю, с «Бориса Годунова». Каждый, кто задавал вопрос, прежде всего, благодарил режиссера за столь актуальный, остросовременный и остросюжетный фильм.

– Почему Пушкин? Потому что с Пушкина начинается наше знакомство с русской литературой. Сначала это сказки. Потом лирика, проза.

«Бориса Годунова» хотел поставить так давно, сколько помню себя в профессии. Первый раз сразу по окончанию ГИТИС. Хотел пригласить Высоцкого, он был еще жив. Отношение к «Годунову» менялось, смыслы менялись. Сначала один смысл выходил на передний план, потом другой. Но тот, который хотел я, он возник как раз к 1997 году. Не получилось, я не расстроился, потому, что мне показалось, что и актеры, с которыми мы начали репетировать, не были готовы. В 2011 все сошлось: и форма, и содержание, и работалось достаточно легко. Хотя я вот сейчас только прошелся по музею Ельцина, и вдруг подумалось, а было бы неплохо снять в то время, те реалии – они бы тоже идеально легли в декорации. В этом смысле Пушкин универсален.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.