Владимир Снегирёв: «Мир един»

29 марта 2021 г.Михаил Лузин
Владимир Снегирёв: «Мир един»

За последние два десятилетия неконтролируемая миграция стала серьёзной проблемой для многих европейских стран. Корреспондент «Российской газеты» по странам Западной Европы, журналист-международник Владимир Снегирев рассказал об одной из самых острых проблем Старого Света в рамках авторского цикла журналиста Валерия Выжутовича «Другой разговор». Публичный диалог двух представителей прессы состоялся 21 марта в аудитории «Фридом» на первом этаже Ельцин Центра.

В рамках дискуссии её участники ссылались на данные исследований, а также на собственный опыт — Владимир Снегирев прожил семь лет в Чехии и знает о ситуации в этой стране и в Евросоюзе не понаслышке. Начал он с примера:

— Третья по численности нация Чехии, после чехов и близкородственных им словаков, — вьетнамцы. Официально их около 60 тысяч, неофициально — до 120 тысяч. Это люди абсолютно другой культуры, но они комфортно себя чувствуют в Чехии, да и сами чехи к ним относятся толерантно, потому что вьетнамцы ведут себя прилично. Вьетнамские дети — лучшие ученики в чешских школах. Их родители, как правило, собственники и работники небольших ресторанчиков и магазинов, которых по всей Чехии насчитывается больше 50 тысяч. А дети стараются приобрести хорошее образование. В стране уже есть юристы и чиновники вьетнамского происхождения, а скоро будут и депутаты парламента.

При этом, отметил Владимир Снегирев, эта страна жёстко стоит на страже собственных интересов, отказываясь от любых квот ЕС по приёму иммигрантов из стран Ближнего Востока. По данным соцопросов, чехи нетерпимо относятся к людям других национальностей, включая близких по языку и культуре русских (их в стране порядка 30000 человек) и украинцев. Свыше 70 процентов чехов уверены, что иностранцы — это зло, криминал и распространение болезней.

Позицию Чехии по резкому неприятию массовой миграции с Ближнего Востока разделяют другие страны так называемой «Вышеградской четверки» — Польша, Венгрия и Словакия, да и в других странах ситуация непростая.

— В разгар миграционного кризиса я поехал на один из КПП на границе с Хорватией и провёл там день, чтобы посмотреть, что происходит. А происходило странное: круглые сутки шли беженцы из стран арабского Востока и Северной Африки. Да, многие из них были лишены крова и искали спасения, но я своими глазами видел много молодых людей с хорошими дорогими телефонами, и они явно шли не от бомбёжек, а за другой, лёгкой жизнью. И ведь только через один этот КПП за сутки проходило от 10 до 15 тысяч человек. Понятно, что такой наплыв тревожит и французов, и немцев, и бельгийцев — далеко не все переселенцы захотят интегрироваться в европейскую жизнь и принять европейские ценности. Мы все знаем про районы Берлина, Парижа, Брюсселя и других городов, куда уже сейчас боятся заходить полицейские.

По словам Владимира Снегирева, в Европе сейчас нет единой политики относительно мигрантов, но существуют три различные модели их интеграции. Французская модель — полная интеграция; и английская — политика мультикультурализма — показали свою несостоятельность. Во Франции неконтролируемый приток мигрантов привёл к погромам в парижских предместьях в середине «нулевых», а в Великобритании нерешённость проблемы с приезжими стала одной из причин Brexit. Поэтому наибольший интерес сейчас вызывает немецкая модель интеграции — максимальное участие государства в интеграции беженцев, языковые курсы, помощь с трудоустройством и так далее.

— Немцы более гибкие и грамотные. Тем не менее, проблема с мигрантами в Германии стоит довольно остро. О ней не говорят вслух — у немцев обострённое чувство вины за преступления гитлеризма и толерантность на уровне подкорки. Но когда выключишь диктофон и задёрнешь шторы, на кухнях это обсуждается очень активно — рост популярности правой партии AfD тому подтверждение. Ясно, что сейчас будут меры ужесточения по части мигрантов — высылка и так далее, квоты уменьшатся. Проблема назрела.

Впрочем, отметил журналист, в Германии мигранты являются большим подспорьем для экономики, о чем постоянно говорит Ангела Меркель. Мигранты занимают рабочие места, которые немцы не хотят занимать, и без них немецкая экономика не сможет существовать.

Ещё один аспект миграционного кризиса — это потоки трудовых мигрантов внутри Европейского Союза, из бедных восточных стран в богатые западные, а также огромное желание ряда государств пополнить ряды членов ЕС — Косово, Молдавия, Грузия, Украина. По мнению Владимира Снегирева, в ближайшие годы никакого расширения ЕС не произойдёт — сейчас союз решает свои внутренние проблемы, и очевидно, что с принятием таких стран, как Болгария и Румыния, евробюрократия погорячилась.

Владимир Снегирев убеждён, что единственный путь решения миграционного кризиса — сделать так, чтобы мигранты соблюдали законы принимающих их обществ.

— Законы в стране должны работать. Если приезжаешь — веди себя в соответствии с законами и традициями страны. Если не готов — уезжай. С моей точки зрения, глобализм — это великая вещь, возможность людям жить, жениться и учиться там, где они хотят. Это и гарантия того, что не будет войны: дети русских миллионеров живут в Америке, американцы — в Европе и так далее. А вот политика мультикультурализма имеет некоторые издержки, и этот кризис должен прийти в рамки. Но тренд правильный. Таможни, паспорта — это всё от лукавого. Люди есть люди, есть и хорошие, и плохие, а мир един, и из космоса на земном шаре границ не видно.

Подводя итог «Другого разговора», ведущий Валерий Выжутович сказал, что Европе вряд ли когда-нибудь удастся добиться полной интеграции мигрантов из стран Африки и арабского мира. Но ему близка позиция живущих во Франции наших знаменитых соотечественников Михаила Шемякина и Максима Кантора — «Европа всё переварит».

— Мир меняется, и Европа меняется. Происходят неизбежные интеграционные процессы, диффузия. Отвечая на вопрос «погубят ли Европу мигранты?», я бы отказался от такой резкой формулировки. Мы живём в едином мире. Он и дальше будет таким, и Европа рано или поздно выстроит эффективную политику по отношению к мигрантам.

А Владимир Снегирев распространил этот вывод на сферу отношений между Россией и Евросоюзом:

— Сейчас некоторые наши горе-политики говорят: «Мы проживём и без Европы». Это полная ерунда, ни мы без неё, ни она без нас не проживёт. Только диалог и сотрудничество! В том числе и по вопросам миграции.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.