«Урал кинематографический»: жизнь и судьба Владимира Мотыля

16 декабря 2020 г.Татьяна Филиппова
«Урал кинематографический»: жизнь и судьба Владимира Мотыля

Авторский цикл Вячеслава Шмырова «Урал кинематографический» в Ельцин Центре продолжается. Встречу 26 ноября ведущий киноклуба посвятил режиссеру легендарных фильмов «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Женя, Женечка и Катюша» Владимиру Мотылю.

Режиссёр родился в Белоруссии в 1927 году. Отец был репрессирован и сгинул на Соловках. Мотыль предпринимал попытки найти следы пребывания отца в бывшем Соловецком лагере, но не нашёл даже его могилы. Как известно, заключённых хоронили в братских могилах, а на Соловках попросту топили в болотах.

Мать, известный педагог из окружения А.С. Макаренко, была сослана на Урал, где и прошли детские годы Владимира. Сначала в Перми, потом в Свердловске, где он окончил театральное училище и заочно исторический факультет Уральского университета. Сегодня университет стал значительной частью УрФУ имени Б.Н. Ельцина. Мотылю не было тридцати, когда он стал главным режиссером Свердловского ТЮЗа, а чуть позже возглавил Свердловскую киностудию.

Мальчиком он любил смотреть кино. Любимым фильмом был «Детство Горького» Марка Донского со знаменитой песней «Город на Каме, где не знаем сами».

К онлайн-разговору о Владимире Мотыле киновед пригласил его дочь, художницу по костюмам Ирину Мотыль, которая в данный момент находится в Крыму, и режиссера, актрису, исполнительницу главной роли в фильме «Звезда пленительного счастья» Наталью Бондарчук. Она вышла на связь из Белокурихи Алтайского края, где в это время проходил международный кинофестиваль «Хрустальные ключи».

Лекция и началась кадрами из фильма о декабристах, в котором Наталья сыграла роль княгини Волконской. Она рассказала, что Мотыль ей запомнился не только как талантливый режиссёр, но и как человек строгий, образованный, блестяще знающий историю, буквально погружённый в XIX век и требующий исторической достоверности. «Он меня заразил этим временем, — призналась Бондарчук. — И я продолжила исследовать XIX век уже в своих фильмах».

Кроме того, он был красивым, элегантным мужчиной, в представлении актрисы больше похожим на британца.

Будучи дочерью известного режиссёра и студенткой режиссёрского факультета, она, благодаря Мотылю и видя его тяжёлый, ежедневный труд, буквально заболела профессией.

Съёмки проходили в Сибири. Актёры снимались в точных копиях платьев и костюмов того времени. Режиссёр добивался воссоздания подлинности и в одежде, и в интерьерах, и в произносимых текстах. Отсюда появление французского языка в фильме, на котором говорила русская знать, — абсолютно равноправного и, можно сказать, обязательного для начала XIX века.

Мотыль дал Наталье к ознакомлению солидный том переписки царской семьи с пометкой «лито», для прочтения узкого круга лиц. «Я, советская девочка, впервые осознала, что цари тоже люди, — вспоминала она. — Члены царской семьи в переписке начала XIX века, задолго до декабристских событий, уже обсуждали освобождение крестьян».

Наталья процитировала фрагмент из письма императрицы своему венценосному супругу в защиту жён декабристов. Кроме того, она убеждена, что декабристы в Сибири сделали для России больше, чем на Сенатской площади. И их жёны тоже. «Записки Марии Николаевны Волконской» были с детства её настольной книгой. Она искренне была увлечена этой самоотверженной женщиной. И прочитав о съёмках фильма о декабристах, сразу сказала своей матери (актрисе Инне Макаровой — ред.), что будет настаивать на пробах на роль Марии Волконской. Настаивать не пришлось, — её одну из первых пригласили на съёмки.

Наталья Бондарчук с огромным сожалением рассказала о том, что из фильма была полностью вырезана пушкинская линия. О том, что её супруга, князя Волконского должен был играть Михаил Козаков, но тем не менее блестяще сыграл Олег Стриженов. Линия Ивана Анненкова и Полины Гебль в исполнении Игоря Костолевского и Эвы Шикульски снималась почти подпольно и вошла в фильм в последний момент.

Этот год для Натальи Бондарчук выдался тяжёлым. Ушла из жизни ее мать, актриса Инна Макарова. Были приостановлены съёмки. Но, несмотря ни на что, вышла в свет её книга к 100-летию отца — «Сергей Бондарчук. Лента жизни». Продолжает работать международная киношкола Сергея Бондарчука. В 2020 году Наталья приняла участие в семи кинофестивалях. Благодаря дочери, Марии Бурляевой, она успешно осваивает интернет-пространство и полна творческих планов: снять фильм о последних годах Инны Макаровой и по возвращении с Алтая принять участие в съёмках фильма-бенефиса Светланы Дружининой.

Следующим пунктом кинопрограммы о Мотыле стал его блистательный, ставший культовым для нескольких поколений фильм «Белое солнце пустыни».

Ирина Мотыль рассказала, что именно Борис Ельцин к 30-летию картины подписал указ о присуждении ей Государственной премии России. Семья Ельциных поддержала последний фильм Владимира Мотыля «Багровый цвет снегопада». К сожалению, режиссёр не дожил до премьеры.

Дочь рассказала, где проживала семья режиссёра в Свердловске. Это был знаменитый адрес для творческой интеллигенции, одна из первых высоток в городе, — Шейкмана 19. Дом в стиле конструктивизма на десять подъездов. В каждом — свой лифт. Это были первые лифты в городе. На этом же доме появилась первая табличка «Последний адрес». Многие жители знаменитого дома были репрессированы. Владимир Мотыль часто снимал актёров из свердловских театров. Благодаря ему многие из них получили путёвку в большое кино.

Ирина повторила судьбу отца, и первая картина, в которой она была художником по костюмам, снимался на «Казахфильме». Любопытно, что и внук Владимира Мотыля стал художником, много работает в кино.

Три фильма Владимира Мотыля можно назвать культовыми. В отряде российских космонавтов перед полётом принято смотреть фильм «Белое солнце пустыни». В 1997 году девять кратеров Венеры обрели имена жён Абдулы, «освобождённых женщин Востока» из этого фильма, и супруги Фёдора Сухова: Зарины, Джамили, Гюзели, Саиды, Хафизы, Зухры, Лейлы, Зульфии, Гюльчатай и Кати. Фильм «Звезда пленительного счастья» вызывает искреннее восхищение у современных студентов кинематографических вузов: как такое могли снять во времена застоя? Как пропустили? Как не увидели политической крамолы? Фильм «Женя, Женечка и Катюша» ежегодно показывают к Дню Победы.

Мотыль прожил долгую и счастливую жизнь. Его трудно назвать баловнем судьбы. Фильмы делались большим трудом, в противостоянии с запретами чиновников от кино. Бюджеты урезали. Чинили препятствия. Фильмы ложились на полку. И всё же одиннадцать фильмов и девять сценариев Мотыля увидели свет и стали любимыми у зрителей.

Подводя итог, Вячеслав Шмыров поделился с участниками киноклуба задумкой устроить юбилейный просмотр «Звезды пленительного счастья» и пригласить Наталью Бондарчук, дочь режиссёра и Эву Шикульску, которая мечтает попасть в Ельцин Центр.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.