​Театр в «чёрно-белом кабинете»

30 апреля 2022 г.Михаил Лузин
​Театр в «чёрно-белом кабинете»

В холле кино-конференц-зала открылась выставка фоторабот Владимира Жабрикова «Чёрно-белый кабинет» — снимки нескольких репертуарных спектаклей Театральной платформы «В Центре», которая базируется в Ельцин Центре.

В аудитории на пятом этаже, где проходят спектакли платформы, нет привычных театральных атрибутов: деления на сцену и зал, занавеса и привычного для камерных постановок «чёрного кабинета». Это позволяет режиссёрам «В Центре» расширить палитру изобразительных средств и показать, что театр может жить и дышать где угодно.

Владимир Жабриков фиксирует в своих работах момент застывшего времени: секундное настроение человека; точно переданная артистом эмоция; вещь, ставшая метафорой; композиция, пойманная в спектакле и отсылающая к фотоработам классиков. Всё это вместе создаёт неожиданный, но вполне узнаваемый образ каждой постановки.

— Снимать я учился сам, наблюдая за коллегами, — рассказывает автор. — К спектаклям пришёл случайно: хотелось иногда отвлекаться от рабочих съёмок, порой совершенно не связанных с культурой и прекрасным. Стараюсь передать через игру актёров, свет и сюжет своё отношение к теме, чтобы зритель увидел в снимках новое для себя.

Руководитель Театральной платформы «В Центре» Наталья Санникова, открывая выставку в холле кино-конференц-зала, ответила на несколько вопросов для сайта Ельцин Центра.

— Расскажите, что стало отправной точкой для экспозиции?

— «С чего начать?» Так начинается наш спектакль «Римские элегии», который здесь на выставке представлен. Мысль об этой выставке пришла не сразу. Появился такой замечательный фотограф Владимир Жабриков, которому наши спектакли показались интересным материалом, чтобы через эту форму выразить своё мировоззрение и взгляд на жизнь. Это шире, чем просто спектакли Театральной платформы. И я очень рада, что наш материал стал основой для авторского высказывания.

— В чём, на ваш взгляд, главная особенность представленных работ, как они передают атмосферу Театральной платформы?

— Если посмотреть представленные на выставке фото с разных спектаклей, складывается история с нашим пространством. Оно достаточно необычное — не совсем театральное, скорее site-specific. С каждым спектаклем приходится его обживать, заново придумывать, как оно будет выглядеть и что это такое будет.

Например, спектакль «Римские элегии» начинается с заходом солнца, когда начинаются сумерки. Постепенно в течение спектакля свет гаснет, за окном темнеет, а мы играем с открытыми окнами, и это дает ощущение комнаты и прожитого часа жизни в реальном времени.

Совсем другое ощущение в спектакле «Война, которой не было». Это постановка по чеченским дневникам Полины Жеребцовой «Муравей в стеклянной банке». Сумеречное, тёмное, мрачное пространство. Под ногами древесный уголь, который может быть и углём от сгоревших домов, и пеплом несостоявшейся жизни. И это тоже зафиксировано камерой.

Третье пространство — в спектакле «Лишний» по Довлатову. Это редакционное помещение — столы, стулья, советская мебель. И, если обратить внимание на выражение лиц артистов, то, как они работают, — это особое мироощущение, которое Жабриков схватывает и передаёт.

— Почему фотографии чёрно-белые?

— Это авторская стилистика. Плюс очень долгая выдержка и какая-то особая проявка, позволяющая передать глубину пространства и атмосферу.

— Какие у Театральной платформы происходят события сейчас и что планируется в будущем?

— Сейчас мы запустили новую программу по работе с детьми мигрантов. Маша Конторович работает в школе со смешанной группой, состоящей из детей мигрантов и детей коренных жителей Екатеринбурга. В этом и суть проекта — они работают вместе над текстами, а потом в конце месяц профессиональные артисты с профессиональным режиссёром ставят у нас на Театральной платформе их короткие пьесы.

Мы также работаем над проектом, посвящённым Дню Победы — «Потерянные голоса». Литературную композицию по дневникам людей, которые пережили войну, собрал Алексей Синяев. Мы придумали такой ход — взяли из воспоминаний первый день и последний день войны, столкнули их и сравнили. Первый день — когда люди ещё не поняли и не осознали, с чем они столкнутся, что предстоит пять долгих лет. И последний день — Победа, огромная радость, ликование.

В обозримом будущем мы запустим читки пьес для подростов. Мне кажется, сейчас это важная и актуальная тема. За последнее время появилось множество важных и интересных подростковых пьес. Будем с этим материалом тоже работать.

Новые постановки будут уже только осенью. А наши репертуарные спектакли идут в обычном режиме. Например, «Взломанный» по пьесе Алексея Синяева — он тоже представлен на выставке. Приходите!

АФИША СПЕКТАКЛЕЙ

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.