Кирилл Мартынов: «Преподавать — значит быть интересным»

3 декабря 2020 г.Михаил Лузин
Кирилл Мартынов: «Преподавать — значит быть интересным»

Каким будет образование в мире после пандемии? Ответ на этот вопрос попытался сформулировать философ, колумнист «Новой газеты» и сооснователь Свободного университета Кирилл Мартынов в своей лекции, которая прошла в Ельцин Центре 25 ноября.

По мнению Кирилла, 2020-й год стал своеобразной точкой перехода. Во-первых, всеобщий вынужденный переход на «удалёнку» высветил проблемы традиционного образования: устаревшие программы, акцент на бессмысленное запоминание материала перед экзаменом, лекции, которые по качеству уступают соответствующим разделам «Википедии» и так далее.

— Сегодня мы, образно выражаясь, справляем поминки по индустриальному знанию. Существующая система образования была создана для того, чтобы массово обучать кадры для заводов и фабрик. Сегодня весь мир пришёл к тому, что она выглядит устаревшей. Архаичными являются постулаты, что все должны знать одно и то же, что оценка ставится в зависимости от того, как хорошо студент запомнил информацию; равно как и идея о том, что образование ты получаешь раз в жизни в возрасте 20 лет и на всю жизнь.

Во-вторых, использование онлайн-платформ во время пандемии привело к переоценке основ преподавания. Так, Zoom положил конец контролю: у преподавателей нет никакой возможности проверить, чем ученик занят во время занятия, если ему не интересно. Настал конец и зубрёжке: монологи преподавателя теряют смысл, если все ошибки и неточности в его изложении материала можно тут же проверить в интернете.

По мнению Кирилла Мартынова, в Zoom гибнет не столько образование, сколько власть преподавателя. «Невозможно заставлять людей делать бессмысленную и неинтересную работу, потому что так надо. Преподавать в эпоху после пандемии — значит быть интересным», — сказал он.

Кирилл Мартынов составил таблицу плюсов и минусов онлайн-образования и пришёл к выводу, что преимуществ больше. Вот положительные моменты:

  • Любой человек может участвовать в занятии
  • Большие возможности для визуализации
  • Удобно делить студентов на группы
  • Можно приглашать гостей и экспертов
  • Очень дёшево
  • Трудно запретить и закрыть

К минусам философ отнёс:

  • Проблемы с оборудованием
  • «Не передаётся энергетика и лиц не видно»
  • Нужны новые модели работы со студентами
  • Существуют ограничения для естественных наук и медицины: здесь нужны практические занятия и опыты

Кирилл Мартынов на основе своего опыта ведения онлайн-лекций на протяжении последних месяцев сформулировал изменения, которые произошли с преподаванием в дистанте:

— Мы отказываемся от формата длинных лекций: дискуссия позволяет гораздо лучше понимать суть проблемы, которую вы объясняете. Стараемся регулярно менять формы работы на семинаре: дебаты, брейнсторминг (мозговые штурмы), выполнение письменных заданий, работа с графикой, интеллектуальные игры, кейс-стадиз, а также ориентируемся на проектную работу — решение конкретных задач совместно со студентами.

По мнению преподавателя, понятие «образованный человек» сегодня обретает иной смысл. Главная функция образования — это не передача знаний сверху вниз, а социализация и проработка невежества. Если раньше образованным считался тот, кто знает обязательные к знанию факты (а необразованным — тот, кто не знает), то в современных реалиях речь идёт о формуле problem solving & networking: образованный человек умеет решать нестандартные проблемы и знает, к кому обратиться, чтобы научиться решать такую проблему (или к тому, кто сможет это сделать за него).

— Если тебя окружают амбициозные люди, тебе тоже хочется что-то делать. На этом строится образование, например, в Гарварде. Ключевая функция хорошего университета — социализация в высококонкурентной среде, стремящейся к солидарности. В российских же реалиях главной функцией университета зачастую становится отсрочка от армии и выполнение ряда социальных ритуалов — «получаю высшее образование, потому что так надо». И в этом смысле вуз становится помехой образованию и рудиментом. Да, вузы контролируют «средства обучения»: аудитории, библиотеки, систему аттестации, но учиться и учить сегодня можно и без оформления документов, и без помещений, что с успехом продемонстрировал дистант.

Как может измениться российская и мировая система образования по итогам пандемии? На этот вопрос Кирилл Мартынов ответил в небольшом комментарии для сайта Ельцин Центра после лекции:

— Мне кажется, будет больше сегментации. Какие-то практики уйдут в онлайн, какие-то нормализуются в качестве именно онлайновых, и будет понятно, что не по каждому вопросу нужно созывать очную конференцию или семинар. С другой стороны, наверное, правы те люди, которые говорят, что больше офлайна станет роскошью. Потому что это действительно дорого. Если ты можешь учиться, не платя за помещение и транспортные расходы, это большая экономия для обеих сторон образовательного процесса.

Так что любое очное образование будет мигрировать в сторону более престижного и более дорогого, но такой простой ответ, пожалуй, можно дать для более развитых рынков. В России и в ряде других стран очень велика сила инерции, и мне кажется, что наша академическая бюрократия при первой возможности попытается сделать вид, что вообще ничего не поменялось, и будет делать так, как делали и в 2010-м, и в 2015-м году. Но так или иначе новые проблемы, связанные с пандемией, всё равно открыли нам новые возможности.

Другие новости

Лекция

Искусственный интеллект как помощник для врача

Искусственный интеллект как помощник для врача
Использование искусственного интеллекта в медицине приведёт к качественно новому уровню диагностики различных заболеваний и поможет врачам планировать лечение, утверждает биофизик Максим Шараев. Его л…
16 апреля 2024 г.
Библионочь

Библионочь-2024 в Ельцин Центре

Библионочь-2024 в Ельцин Центре
20 апреля Ельцин Центр традиционно присоединится к всероссийской акции «Библионочь». В фокусе нашей программы – научная фантастика как особый взгляд на реальность, в котором сосуществуют и утопизм, и …
12 апреля 2024 г.
Выставка

Приглашение к диалогу: медиации по выставке «Я люблю тебя, ничего не бойся»

Приглашение к диалогу: медиации по выставке «Я люблю тебя, ничего не бойся»
Арт-галерея Ельцин Центра в Екатеринбурге предложила своим посетителям вместо традиционных экскурсий по выставке «Я люблю тебя, ничего не бойся» медиации, предполагающие диалог между зрителем и искусс…
12 апреля 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.