В Арт-галерее Ельцин Центра открылась выставка «Александр Родченко. Из коллекции Still Art Foundation». С 16 по 22 мая представляем программу кинопоказов к выставке. Бесплатно, по регистрации.
Александр Родченко – один из тех авторов, чьи работы определяют наше восприятие советских 1920–1930-х годов. Кинопрограмма к выставке «Александр Родченко. Из коллекции Still Art Foundation» поможет составить более полное представление о тех образах и экспериментах, которые и сегодня формируют наше восприятие жизни и искусства этих лет.
Выбор фильмов позволяет проследить связи между авторами – поэты, художники, режиссеры, дизайнеры находились в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии. Их связывало не только единство идеологического порыва, но и вдохновенность новыми средствами производства искусства.
Вместе с Сергеем Эйзенштейном Родченко работал в редакции журнала «ЛЕФ», Родченко же делает афишу для его главного фильма тех лет «Броненосец Потёмкин». В одном из своих наиболее знаменитых кадров «Лестница» (1929) он прямо отсылается к аналогичной сцене из фильма.
Для серии фильмов, выходивших с 1922-го «Киноправды» Дзиги Вертова, Родченко создает интертитры, выполненные экспериментальным образом, а для «Киноглаза» (1924) – афишу. В дальнейшем их сотрудничество прекратилось. И уже вышедшая в 1926-м году «Шестая часть мира» – поэтический образ богатства и разнообразия советских народов единым фронтом строящих коммунистическое будущее. Вертов, уже без помощи Родченко создает интертитры к данному фильму, и уже в них виднеется фанатичная увлеченность документалиста стихами Маяковского.
Абрам Роом в картине «Третья Мещанская» (1927), совмещает натурные съемки Москвы, так увлекающие Родченко в тот период, с павильонными сценами, фиксирующими перипетии романтических отношений девушки и двух мужчин. К слову, портреты четы Бриков и Маяковского, участников самого заметного любовного треугольника тех лет, можно с легкостью найти на выставке. А тот факт, что сатирическая комедия Котэ Микаберидзе «Моя бабушка» (1929), высмеивающая протекционизм в советских госучреждениях, была запрещена к показу, как «антисоветская картина» с «троцкистским отношением к загниванию советской системы», говорит нам о сложностях, а порой, и невозможности работы в рамках цензурных и идеологических ограничений. Собственно, и сам Родченко не раз подвергался критике за формализм и к концу своей художественной и фотографической карьеры был вынужден работать по большей части в стол.
Последний фильм программы «Мой друг Иван Лапшин» (1984) Алексея Германа, снят на полвека позже прочих. Он ведет повествование о буднях сотрудников уголовного розыска в поволжском городе 1930-х. Кропотливость Германа в воссоздании мельчайших подробностей жизни и быта героев – это возможность взглянуть на советскую реальность не в пропагандистском ключе 20-30-х годов, но с критической позиции так недостающей советскому киноавангарду.
- 16 мая, 19:30 - 21:00
1927, СССР
Образовательный центр, Медиазал
0+
- 17 мая, 19:30 - 21:00
1925, СССР
Образовательный центр, Медиазал
0+
- 20 мая, 19:30 - 21.00
1929, СССР
Образовательный центр, Медиазал
0+
- 21 мая, 17:00 - 19:00
1926, СССР
Образовательный центр, Медиазал
0+
- 22 мая, 17:00 - 19:00
Кино-конференц-зал
1984, СССР
16+