Камнерезное искусство как дипломатия

28 декабря 2020 г.Татьяна Филиппова
Камнерезное искусство как дипломатия

В книжном магазине «Пиотровский» в Ельцин Центре 10 декабря состоялась презентация книги доцента кафедры истории искусств и музееведения УГИ УрФУ им. Б. Н. Ельцина, кандидата искусствоведения Людмилы Будриной — «Малахитовая дипломатия».

Все экземпляры книги в «Пиотровском» были раскуплены. Некоторые ещё до начала лекции. Книга выпущена издательством «Кабинетный учёный», которое хорошо знакомо книгочеям, завсегдатаям книжного магазина в Ельцин Центре. Интересен и сам автор. Людмила Будрина — признанный специалист по истории русского камнерезного искусства, консультирует крупные зарубежные собрания и ведущие аукционные дома. Много лет занимается изучением культурных связей в области художественной обработки цветного камня.

Она не только интересный собеседник и любимый преподаватель, но и лауреат грантовых программ Президента РФ, Гарвардского университета, национального Института истории искусств в Париже и французского министерства культуры и коммуникаций, Британского совета по культуре и Музея Виктории и Альберта.

Книга методично рассказывает о том, как российское камнерезное искусство участвовало и влияло на дипломатические стратегии Российской империи. На протяжении полутора столетий шедевры, созданные из удивительного уральского камня — малахита, венчали самим фактом дарения политические союзы и династические браки. Они служили выражением признательности русских государей ученым, артистам, банкирам и служителям искусства.

В выстроенном по географическому принципу энциклопедическом издании прослеживается судьба нескольких сотен предметов, для многих из которых впервые приводится актуальное место хранения, раскрываются обстоятельства их перемещения за рубеж и настоящее место производства.

Почти все они находятся за пределами России, и, конечно, автором был проделан гигантский труд по возвращению истинной атрибуции музейным артефактам и редкостям, находящимся в величайших музеях мира, частных владениях и даже в Ватикане.

Книге предшествовал фильм «Малахитовая дипломатия: начало» и более ста пятидесяти публикаций по истории камнерезного искусства и его памятников. Книга — это не завершение проекта, а лишь подведение итогов определённого этапа. Он начинался как лекционный проект в 2017 году в Екатеринбургском музее изобразительных искусств и, разумеется, вызвал неподдельный интерес у публики. Все знают, что камнерезное искусство ещё до недавнего времени процветало на Урале. Оно могло бы стать настоящим уральским брендом, однако все достижения в продвижении камнерезного искусства, музейные экспозиции и академические издания были сделаны ещё в ХХ веке. Потом время словно остановилось.

После лекций в ЕМИИ появился цикл из пяти небольших документальных фильмов, сделанных «Культурным просвещением», серия короткометражек, посвященных русскому камнерезному искусству. И наконец, увидела свет «Малахитовая дипломатия». В ней запечатлена карта перемещений известных и малоизвестных шедевров из цветного российского поделочного камня.

Шедевры русских камнерезов играли значительную роль в дипломатических партиях XVIII, XIX, начала XX веков. По мнению Людмилы Будриной, более четырехсот произведений покинуло пределы страны в разное время. Книга подробно рассказывает историю каждого, устанавливает современное место хранения, чему предшествовала кропотливая исследовательская работа.

В основном это шедевры из уникального уральского малахита — более семидесяти процентов, — чьи месторождения иссякли ещё в ХХ веке, и потому они особенно дороги тем, что вышли из лона уральской земли.

— Ни одна книга не пишется на пустом месте, — поделилась Людмила Будрина в разговоре с читателями. — Вопросом, почему многие произведения из русского камня оказались за рубежом, задаются все, кто пишет на эту тему, хотя уже более тридцати лет ничего по истории малахита не выходило, несмотря на то, что малахит — это наше всё. В эпоху глобального брендирования было бы логично обратиться к самому известному уральскому камню. Произведения уральского камнерезного искусства, представленные в книге, являются опорными точками в продвижении уральского региона, которые мы так мучительно и иногда безуспешно ищем последние двадцать лет, говоря о поисках собственной идентичности.

Книга начинается кратким очерком по истории камнерезного ремесла в России.

Текст иллюстрируется фотографиями и эскизами уральских художников-камнерезов. Людмила Будрина рассказала о работе с местными и зарубежными архивами. О том, как незнакомые люди, хранители музейных фондов шли ей навстречу. И только благодаря их открытости, их служению музейному делу получалось отыскать и восстановить атрибуцию некоторых уникальных артефактов.

Благодаря работе над книгой Людмиле удалось побывать в лучших музеях и библиотеках мира, ознакомиться с частными собраниями и получить долгожданные ответы на поставленные вопросы.

Для исследователя, говорит Людмила, огромная радость вернуть утерянному шедевру настоящую атрибуцию. Это как восстановление исторической справедливости и подлинности, а иногда и забытых имён талантливых уральских мастеров.

Вот лишь один из примеров, о которых рассказывает автор: в Лувре было выставлено пресс-папье, которое называлось «Французская работа из мрамора». Работа была опознана по фотографиям и найденным документам, идентифицирована. Людмила Будрина связалась с хранителями предмета. Они двигались навстречу друг другу в своей исследовательской работе и сегодня пресс-папье подписано «Екатеринбургская императорская гранильная фабрика».

Людмила говорит, что в такие моменты её переполняет гордость. Атрибуция музейных экспонатов должна быть достоверной. Что-то приходится искать десять-двадцать лет ради одной-двух строчек на этикетке, но благодаря им посетители узнают, что и два, и три века назад существовало русское камнерезное искусство, что оно было совершенным, тонким, изящным, достойным изучения серьёзных искусствоведов и отдельной главы в истории искусств.

«Малахитовую дипломатию» сегодня можно купить в магазине «Пиотровский» и других городских книжных. Издатели считают, что она должна стать настольной для каждого уральца.

Сам проект «Малахитовая дипломатия», конечно, продолжится. Ещё много предметов, вывезенных и подаренных дипломатами, остаются неопознанными. Они ждут своего часа.

Отвечая на вопросы пришедших на встречу заинтересованных читателей, Людмила Будрина подчеркнула, что каждый может подключиться к этому поиску:

— Если вы нашли у себя предмет из малахита, который не атрибутирован, и у вас нет о нём никакой информации, пишите нам, присылайте фотографии. Мы поможем вам разобраться и правильно его атрибутировать.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.