Анна Пошивалова: «Плохих врачей мало, много непрофессионалов»

5 июля 2022 г.Наталья Шурмина
Анна Пошивалова: «Плохих врачей мало, много непрофессионалов»

Хороший, эффективный врач умеет разговаривать с пациентом, он всегда на связи и готов делиться с больными информацией, утверждает исполнительный директор Высшей школы онкологии Анна Пошивалова, которая 26 июня выступила в Ельцин Центре в рамках цикла лекций «Гиппократ в XXI веке: старая школа и новые реалии».

Просветительский цикл «Гиппократ в XXI веке: старая школа и новые реалии» — совместный проект Фонда медицинских решений «Не напрасно» и Президентского центра Бориса Ельцина. В рамках цикла ведущие эксперты в вопросах диагностики и лечения рака выступают в Екатеринбурге с лекциями, посвященными здоровью и медицине.

— Мы судим о врачах не только по своему житейскому опыту. Образ врача, к которому нам бы хотелось попасть, или наоборот, нам рисуют книги и многочисленные сериалы, — отметила Пошивалова. — Возможно, доктор Хауз из одноимённого сериала — гениальный ум, но нельзя исключать, что пациенты ему врут, потому что он разговаривает так, что не очень хочется отвечать на его вопросы. Врачу важно быть эмпатичным и обладать хорошими коммуникативными навыками, чтобы пациенты не боялись общения с ним и могли для качественного анамнеза подробно рассказать о том, что их беспокоит. Есть выражение «врач от Бога», но коммуникативные навыки — это не дар, а то, чему можно и нужно учиться.

В качестве примера лектор сослалась на исследования, которые показали, что если врач общается с пациентом в партнёрской манере, то больной склонен строго придерживаться его рекомендаций в семи случаях из десяти.

— Важно, чтобы общение было комфортным, чтобы не создавалось впечатление, что врач вас учит жизни или обвиняет в чём-либо. А если доктор кричит на вас, то это не показатель его вовлечённости, а патерналистское отношение, которое мы часто наблюдаем у докторов с опытом. Такое отношение — следствие системы, в которой они очень долго существовали, это их беда, а не вина. Основная задача врача — быть на стороне пациента против диагноза. Настаиваю на том, что плохих врачей мало, много непрофессионалов. Существующая система медицинского образования, на мой взгляд, нуждается в реформировании.

Пошивалова говорит, что не сумела найти отечественных исследований на тему того, как пациенты оценивают работу врачей и определяют, хороший доктор или нет, однако они проводились в Великобритании на основе выборочного анкетирования. Анализ ответов показал, что девять из десяти пациентов на первое место ставят качественные, работающие рекомендации по лечению и коммуникативные навыки врача, затем по важности следуют: уважение к больному, сохранение конфиденциальности, вовлечение пациента в принятие решений.

— Исследователи позже соотнесли эти анкеты с историями болезни, и выяснилось, что никакой корреляции нет. Оказалось, что мы оцениваем врача по принципу «понравился или не понравился», почти как потенциального партнёра в Tinder.

Ещё одно исследование, проведённое в Великобритании, показало, что пациенты на первое место ставят гуманность врача, способность видеть в больном человека, а не галочку в своей медицинской информационной системе. Компетентность и точность доктора оказалась важна для 64 процентов опрашиваемых, для 63 — участие в принятие решений и время, которое уделялось на лечение. Также пациенты отмечали, что для них большое значение имеет эффективность лечения, уважение их предпочтений, эмоциональная поддержка и сопереживание.

При этом к отрицательному опыту в процессе общения с врачами пациенты отнесли низкий уровень информирования о побочных эффектах выписываемых препаратов и отсутствие участия больного в принятии решения по выбору лекарств.

— Если суммировать эти исследования, то можно выделить три важных момента в оценке врача. Чтобы узнать, что доктор «хороший», мы интересуемся его образованием, коммуникативными навыками и вовлечённостью в проблемы пациента, — подчеркнула Пошивалова.

Она утверждает, что хороший врач должен быть готов к тому, что в современном мире у каждого есть доступ к любой информации, поэтому, отвечая, к примеру, на вопросы больного о пользе лечения рака содой, необходимо дать подробный ответ и развеять все сомнения пациента. Обращение на «ты», которым очень часто грешат врачи старшего поколения, уместно лишь в том случае, когда пациента нужно утешить. А намёки на вознаграждение, желание его получить, когда лечение идёт по полису ОМС, делают врача менее профессиональным, он начинает принимать решения о необходимости операции, основываясь не на симптоматике и клинических проявлениях, а на материальной стороне вопроса.

— Но общение пациента и врача — это дорога с двусторонним движением. Очень сложно быть хорошим врачом, если пациент делает всё для того, чтобы тебе помешать.

Пошивалова считает, что «идеальный» пациент хорошего врача должен соблюдать несколько несложных рекомендаций.

— Важно рассказывать о своём состоянии как можно подробнее — это ключ к анамнезу. При этом не нужно давать ложной информации.

— Бояться на приёме у врача — это нормально, поскольку речь идет о нашем здоровье.

— Грубость в общении недопустима, врач — не обслуживающий персонал, это человек, к которому мы обращаемся за помощью.

— Самолечение не должно быть тайной, поскольку всегда есть риск конфликта назначенных доктором и принимаемых самостоятельно препаратов.

— Перед приёмом лучше всего записать все симптомы и вопросы к врачу. Во время приёма важно уточнить, какие исследования нужны, в каком порядке их лучше проходить и как к ним готовиться.

— Необходимо уточнять у доктора все схемы приёма препаратов, их дозы, возможные побочные эффекты, а также что делать в случае, если выписанные лекарства не подойдут.

— Важно попросить совета о том, с какими специалистами ещё необходимо проконсультироваться.

— Не надо стесняться просить врача перевести всё сказанное им с медицинского на русский, нужно тщательно проговорить все последствия поставленного диагноза и то, как это может отразиться на привычном образе жизни.

— Суперважный вопрос: «А что ещё вы мне рекомендуете?». Врач — обыкновенный человек, он может о чём-то забыть, что-то упустить.

— Второе мнение — это нормально, если пациенту хочется какого-то дополнительного подтверждения поставленного диагноза.

В ходе своей интерактивной лекции «Как отличить хорошего врача от плохого» Анна Пошивалова также подробно рассказала о Фонде медицинских решений «Не напрасно», его проектах, ценностях и достижениях.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.