Алексей Айги: «Кинокомпозитор уже не такой важный человек»

17 декабря 2021 г.Михаил Лузин
Алексей Айги: «Кинокомпозитор уже не такой важный человек»

Заменит ли кинокомпозиторов искусственный интеллект? Что должен делать молодой музыкант или режиссёр, чтобы состояться в профессии? Почему новый альбом группы Алексея Айги «4’33’’» получил название «Алкоголь» и было ли в 90-е свободнее творить?

В начале декабря на площадке Ельцин Центра состоялся 18-й международный фестиваль практикум киношкол «Кинопроба». Музыкальным гостем церемонии его закрытия стала группа «4’33’’» во главе с кинокомпозитором Алексеем Айги. Это было первое выступление в Екатеринбурге за 27-летнюю историю коллектива. Накануне выступления автор музыки к «Стране глухих», к выдвинутому на «Оскар» фильму I’m not your negro и ко множеству других популярных фильмов и сериалов посетил Музей первого президента России Бориса Ельцина и дал интервью для сайта Ельцин Центра.

— «Мы без конца ругаем товарища Сталина и, разумеется, за дело. И всё же я хочу спросить, — кто написал четыре миллиона доносов», — писал Сергей Довлатов. Как вы думаете, в девяностые годы удалось преодолеть наследие тоталитаризма и нет ли риска, что мы туда вернёмся?

— Мы не смогли его преодолеть, и уже спокойно туда вернулись. Вот девяностые годы были каким-то удивительным временем надежд, и при этом чудовищной бедности и нищеты. И как-то это всё исчезло, как будто и не было.

— Вы только что посетили Музей Б.Н. Ельцина. Какие у вас остались впечатления?

— Вообще ничего не ожидал и не знал, что увижу в Ельцин Центре. Для меня это был сюрприз. Мы в довольно быстром темпе просмотрели Музей Ельцина, и я очень многое вспомнил из своей жизни, что пережил в девяностые-нулевые годы. Впечатления очень хорошие, трогательные. Неправильное, наверное, слово, но кто-то из музыкантов сказал: «У меня мурашки побежали». Там действительно так хорошо подобрана экспозиция, что ты погружаешься в это время и заново это переживаешь.

— В одном из своих недавних интервью вы сказали, процитирую: «К сожалению, всё становится хуже и хуже, раньше было свободнее. То есть в двухтысячные, в начале девяностых годов ты был автор, соавтор, ты разговаривал с режиссером, писал музыку и как-то всё было хорошо, а сейчас тебя сжимают в узкие рамки и хотят сделать похоже на Голливуд». Как вам работается в таких условиях?

— Я говорил про кино, естественно, а не про общую жизнь. Работается, как и работалось. Ты же понимаешь только после, что у тебя было больше свободы в то время, когда ты начинал. А в тот момент ты не понимал свою ситуацию. Сейчас, сравнивая с предыдущими годами работы, понимаешь, что да, ситуация изменилась. Более всё запрограммированное, заквадратированное стало.

Ситуация не везде ухудшилась. Есть какие-то проекты, где дают свободу — некоммерческое кино, или, в кавычках, «арт-хаусное». Там больше свободы. Но понятно, что там и меньше средств, и меньше возможностей. И фильмов таких становится меньше. Посмотрим, что будет через десять лет. Может быть, уже будет музыку писать искусственный интеллект, а мы будем сидеть без работы. Это уже происходит — берут музыку из библиотек. Написанную, в общем-то, ещё людьми, но это уже поточное производство, которое ничего общего с творчеством не имеет.

— Вы считаете, что профессия кинокомпозитора может исчезнуть?

— Нет, она, конечно, совсем не исчезнет. Но кинокомпозитор уже не такой важный человек в индустрии. Наверное, будет ещё менее важный…

— А может ли искусственный интеллект заменить музыканта или музыкальную группу?

— Музыкальную группу на сцене нет. Но он может писать музыку. Уже пишет. И даже достаточно успешно. Есть такие программы, которые это уже делают. Но, конечно, это музыка ни о чем. Вообще, самое интересное в музыке — это «ошибки». Неожиданные композиторские ходы, которые ты никогда до этого не слышал. Наверное, интеллект сможет это воссоздать, даже ошибку, если её заложить. Но это будет неправильная ошибка. А композиторская «ошибка» — правильная.

Фрагмент выступления Алексея Айги и группы «4’33’’» в Ельцин Центре

— Группе «4’33’’» исполнилось двадцать семь лет. Вы как-то отмечаете это событие?

— Мы каждый год в мае–июне, а иногда и в апреле, делаем ежегодный концерт, отмечая день рождения. В 2020 году мы не отмечали, потому что всё было закрыто и не было возможности делать концерты. А в этом году мы сыграли как бы за два года.

— У вас в этом году были презентации нового альбома?

— Даже нескольких! В этому году так совпало, что я выпустил аж два саундтрека и три альбома. То есть пять альбомов выпустил в этом году. Но до этого альбомов группы не выходило девять лет, и накопилось материалов на два альбома. И благодаря пандемии мы их наконец доделали и выпустили оба в один момент.

— Почему один из них называется «Алкоголь»?

— Изначально это была шутка, конечно. Ситуация была сложная, денег ни у кого нет, концертов нет, — а музыканты живут часто концертами. И мы решили собрать средства с помощью людей, краудфаундинга, если я правильно выражаюсь. И я подумал — на что русский человек даст? Он, конечно, на алкоголь всегда даст. И написали, что мы собираем деньги на «Алкоголь» — потому что на такую цель легче собрать. И это как-то привязалось. Никакого отношения к музыке алкоголь не имеет, но название мы оставили.

— Что будете сегодня исполнять для екатеринбуржцев?

— Будет музыка из альбома «Алкоголь» и со следующего альбома, который вышел вслед за ним летом, «Палимпсест». И музыка за двадцать семь лет существования группы — какие-то старые, какие-то новые композиции. Такой немножко сборник. Может, не самого лучшего, но любимого музыкантами. Мы никогда не играли концерты в Екатеринбурге как группа. Как-то выступали со спектаклем, как часть спектакля, но концертов здесь мы не давали никогда.

— Вы приехали на фестиваль студенческих киноработ «Кинопроба». Удалось ли вам посмотреть какие-то фильмы из его программы?

— Увы, ничего не посмотрели, потому что мы прилетели в последний день фестиваля. Нам вообще с трудом удалось найти время для выступления: одна дата была свободна — у меня работа, у музыкантов, — все летели разными рейсами, потому что у всех были какие-то дела. Хотя мне кажется очень интересным, что делают студенты и вообще киношники. Я больше знаю кинодеятелей, чем музыкантов, мне этот круг поближе. Я даже читаю иногда мастер-классы для молодых режиссёров.

— В продолжение предыдущего вопроса. Актриса Варвара Шмыкова на творческой встрече сказала, что если ей предложат интересный проект, то она готова в нём принять участие даже бесплатно, если почувствует отклик. Возможно ли вот так поработать с Алексеем Айги молодому режиссёру?

— Да, возможно. Такие случаи бывали, и для коротких метров я давал музыку бесплатно. Написать уже сложнее, но в принципе, теоретически, всё возможно. Если мне прямо дико понравится проект, я приму все усилия, чтобы для него написать музыку.

— Какие у вас сейчас проекты в кино в работе и что можно увидеть в ближайшее время?

— Сейчас на платформе IVI идёт сериал «Везёт» Владимира Щеголькова. Он ещё до конца не вышел, премьерится, по две серии в неделю. В кино я начал работать для Татьяны Лютаевой — режиссёра и актрисы. Она сняла фильм, который называется «Единица Монтенегро». Буду писать музыку, я в самом начале работы. Пока всё — в этом году что-то уже успело выйти из того, над чем я работал раньше.

— В работе с режиссёром над сериалом или полнометражным фильмом — что для вас отправная точка для написания главной темы или дополнительных мелодий?

— Так нельзя ответить, что конкретно. Все фильмы разные — сколько режиссёров, столько мнений. Сколько снято фильмов — у всех есть собственное лицо. Я отталкиваюсь от картинки всё-таки. Мне надо, чтобы мне дали посмотреть уже что-то смонтированное. Смотришь — и музыка сама появляется. Не могу сказать, отчего это бывает. Какой-то кадр, какое-то движение, ещё что-то — всё может играть свою роль.

— Мне отозвалась история из ваших интервью, где вы говорили про свои чувашские корни и шаманизм, который в вас присутствует по семейной, генетической линии. Подпитывает ли это ваше творчество?

— Не знаю, что подпитывает творчество. Творчество — это загадка. Нот, как говорили, всего семь, но, конечно, больше, чем семь. И все пишут, в общем-то, одно и то же сейчас в киномузыке. Но кто-то эти четыре-пять нот сложил в мелодию, и это всех трогает. А у кого-то вроде бы почти те же ноты, но не трогает совершенно никого. И в этом, в общем-то, основная загадка. А дальше шаманизм — не шаманизм, но есть, конечно, какая-то мистика в музыке и какая-то история, которую нельзя описать словами.

— Это страсть или…?

— Не знаю, у кого-то страсть, кто-то что-то глубокое выкапывает — и это трогает других. Вот в этом и есть прелесть музыки, что она может какими-то простыми средствами людей трогать или не трогать.

— На HBO вышел сериал Рауля Пека с вашей музыкой…

— «Уничтожить всех дикарей», да. Он вышел в этом году в январе на HBO. Это большая-большая работа, я год над ней трудился. Тоже были проблемы из-за пандемии. Там есть часть документальная, часть художественная. И такая долгая работа, с остановками, и огромный масштаб — четыре часа почти фильм идёт. Что мне сказать о работе? Я все свои работы люблю, и это для меня важно. Сейчас стали публиковать все главные киножурналы: там, Variety или Time, свои списки фильмов года — и он там почти везде в этих списках есть. Он очень хорошо прозвучал — в первую очередь в Америке. Но он и нацелен на американскую аудиторию, у нас его никто не видел.

— Вас стали после этого успеха приглашать поработать на международных проектах?

— У меня до этого был популярный даже проект того же режиссёра — I’m not your negro 2016-го года, он был номинирован на «Оскар». Да, мне писали, звонили, люди интересовались. Не скажу, что это дало кучу работ, но интерес и отсюда, и оттуда — из Бразилии и из Аргентины появлялся. Сейчас там есть какие-то возможности новой работы, но так как её нет ещё физически, я, чтоб не сглазить, конечно, не буду говорить.

— В такое непростое для творческих людей время, как сейчас, какой бы вы дали совет музыкантам, режиссерам, особенно молодым, которые не знают, куда идти и что делать?

— Главное — ничего не бояться. Про режиссёров мне сложнее говорить. Про музыкантов — если уж ты выбрал путь музыканта, то будь готов к тому, что ты никому не нужен. Никто не обязан тебя содержать, никто не обязан покупать твою музыку. И это твой выбор. Некоторые думают: «Я музыкант, несите мне сокровища!» Нет, никто ничего не обязан. Будь готов ко всему. Будь смелым. Работай. Пиши музыку, показывай людям, — если у тебя не берут музыку где-то в работу, запиши дома. Теперь есть интернет и можно делать дома всё-всё-всё. Есть стриминговые сервисы. Если ты будешь что-то писать и тебе повезёт, то тебя услышат и всё сложится.

Когда я начинал, ничего такого не было. Даже клубов не было. Я не знаю, как люди могли узнать про музыку: тогда было большой проблемой компакт-диск записать, не то что уж, там, в интернет выложить что-то — в начале 90-х годов. Поэтому сейчас, с одной стороны, возможностей у людей меньше, а с другой стороны, мир открыт для творчества. Главное, ты сделай и заинтересуй людей. Ну а режиссёрам… Да то же самое! Когда все начинали, у нас была плёнка, и это было очень дорого. Сейчас процесс стал абсолютно демократичным: можно снимать на айфон, на что угодно, на телефон мобильный. Если у тебя есть идея, то сними её на телефон. Придумывай, в общем! Развивайте воображение, смотрите хорошее кино — и может быть, вам повезёт.

Другие новости

Презентация

Клуб «Мои 90-е»: герои Натальи Паэгле в эпоху перемен

Клуб «Мои 90-е»: герои Натальи Паэгле в эпоху перемен
В Ельцин Центре возобновил свою работу клуб «Мои 90-е». Первое после длительного перерыва, связанного с пандемией, заседание клуба, традиционно проходящее в музейном троллейбусе, было посвящено презен…
24 июня 2022 г.
История

Два выступления Бориса Ельцина 35 лет назад

Два выступления Бориса Ельцина 35 лет назад
Всем, кто интересуется биографией первого президента России Бориса Ельцина, хорошо известна его историческая речь на октябрьском (1987 года) пленуме ЦК КПСС, где он открыто выступил с критикой генерал…
22 июня 2022 г.
Лекция

Дарья Костина — о комнатных растениях в советском быту и в искусстве

Дарья Костина — о комнатных растениях в советском быту и в искусстве
Комнатные растения стали для человека не просто украшением интерьера, к ним относятся как к живым существам — дают имена, разговаривают, наделяют характером, который становится отражением характера вл…
22 июня 2022 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.