«Независимая газета» от 22 июня 1993 г.

Приватизация — 93: Как все же выйти из тупика

Приватизация должна была освободить бюджет от бремени финансовой поддержки убыточных госпредприятий, а также ускорить формирование в стране слоя частных собственников. Анализ результатов позволяет сделать вывод, что цель не была достигнута.

При акционировании госпредприятии трудовые коллективы получили право на приобретение определенного количества акций.

Почти каждый гражданин России, кроме тех, кто продал ваучер, может предъявить государству требование о погашении этой ценной бумаги. Тем более рыночная стоимость ваучера сейчас значительно ниже номинальной, и в сопоставимых ценах (т. е. в ценах, определяемых с учетом индекса инфляции) постоянно падает.

Одновременно необходимо резко активизировать работу по коммерциализации приватизируемых предприятий, выработке требований, которым они должны удовлетворять, прежде чем получат право на приватизацию, то есть на продажу собственных акций на открытом рынке.

Желательно обратить особое внимание на приватизацию крупных технологически взаимосвязанных комплексов, чтобы не привести к распаду действующих производственных групп и не ликвидировать в конечном итоге часть промышленного и научного потенциала страны. В то же время проводимая политика не снижает проблемы преодоления монополизма и создания конкурентной среды.

Нам кажется целесообразным сохранить сложившиеся производственные комплексы, естественно, поставив на новую основу имеющиеся кооперационные и технологические связи. Здесь возможны два варианта.

Первый — создание на базе крупных промышленных комплексов (технологических цепочек) холдинговых компаний. В этом случае функции головной компании (холдинга) могут либо передаваться головному производству, либо головная компания может быть создана в виде нового АО.

Второй вариант — создать систему перекрестного владения акциями, когда технологически связанные между собой предприятия обмениваются или приобретают пакеты акций друг друга.

Необходимо дать населению возможность получить в обмен на личные приватизационные чеки ту собственность, которая имеет реальную ценность: разрешить использовать ваучеры для приобретения квартир (в этом случае, учитывая современный уровень цен на жилье, возможно использование механизма, предусматривающего предоставление рассрочки и уплату ваучерами только первого взноса — 20–25% стоимости квартиры); земельных участков; медицинской страховки и т. д.

Снижение доли госсобственности, обмениваемой на ваучеры, соответственно увеличит объем госимущества, продаваемого за деньги. А это увеличит объем средств, поступающих в ходе приватизации в бюджеты различных уровней (в том числе в федеральный), и тем самым уменьшит бюджетный дефицит.

Очевидно: длительное время часть собственности (и немалая) останется в ведении государства. Обострится проблема управления (как в виде управления портфелем акций вновь созданных АО, так и в виде традиционного — по отношению к тем, кто будет приватизирован).

Другие заголовки от 22 июня 1993 г.
Перейти на 22 июня 1993 г.