Вторая лекция цикла «Советский авангард: координаты ненаступившего будущего» совместно с Европейским университетом в Санкт-Петербурге.
Первая мировая война (1914–1918) — время вынужденной изоляции русского искусства и вместе с тем период, когда формируются основные художественные системы в авангарде: супрематизм, конструктивизм, аналитическое искусство. Февральская, а затем Октябрьская революции и война, перешедшая в 1918 году в Гражданскую, окончательно изменили расстановку сил в искусстве, выведя авангард на лидирующие позиции в художественной жизни. Как война меняла отношение к жизни и творчеству у художников и поэтов русского авангарда? Как она отразилась в их искусстве?
Глеб Ершов — кандидат искусствоведения, профессор Школы искусств и культурного наследия ЕУСПб.
В первой трети ХХ века все виды искусств резко обновили свой язык. Для описания этого культурного взрыва исследователи придумали термин «авангард», который задает рамки нашего восприятия этого искусства: мы ассоциируем его с прогрессом и воспринимаем авангардистов как единомышленников, порвавших с прошлым и устремленных в будущее. Однако сегодня становится все понятнее, что под этим термином было объединено множество течений с разными эстетическими программами. Цикл «Советский авангард: координаты ненаступившего будущего» призван показать, каким разным был русский и советский авангард в разных сферах искусства, с каким множеством культурных контекстов его нужно соотносить и почему он важен для нас сегодня.