Сериал «Троцкий». Послесловие к премьере.

Киноклуб Ельцин Центра. Дискуссия с кинорежиссёром Александром Коттом.

В разговоре принимают участие:

  • редактор веб-сайта журнала «Искусство кино», кинокритик Евгений Майзель
  • старший преподаватель Высшей школы экономики (Санкт-Петербург), кандидат исторических наук, автор и составитель книг о Льве Троцком Александр Резник

Вход свободный, по регистрации

Перейти к заказу билетов

Лев Троцкий выступает перед красноармейцами, 1918 год

На фото: Народный комиссар по военно-морским делам Лев Троцкий выступает перед красноармейцами у здания Большого Театра, 1918 год, Москва /Репродукция Фотохроники ТАСС

О нашумевшем сериале «Троцкий», вышедшем осенью на Первом канале:

«Троцкий» — проект кинокомпании «Среда» и Первого канала к столетию Октябрьской революции. Режиссеры картины — Константин Статский и Александр Котт. В ролях — Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Евгений Стычкин, Сергей Гармаш, Ольга Сутулова, Максим Матвеев, Александра Мареева, Сергей Безруков и многие другие. Главные продюсеры — Александр Цекало и Константин Эрнст.

1940 год. Укрывающийся в Мексике политический эмигрант Лев Троцкий, потеряв за одиннадцать лет изгнания всех близких, понимает: Сталин будет преследовать его до конца дней. От него можно бежать, но нельзя спрятаться. Троцкий остается, чтобы дать бой. Но его оружием станут не пули, а слова. Он оставит политическое завещание, впервые искренне рассказав о том, как бедный еврейский юноша стал пророком нового мира и разрушил крупнейшую империю. Он приглашает для записи молодого канадского журналиста Фрэнка Джексона, симпатизирующего Сталину. Ему нужен не послушный секретарь, а идейный противник, которого Троцкий обратит в свою веру, чтобы он обратил в нее человечество. Но Джексон оказывается крепким орешком. Он задает Троцкому неудобные вопросы и заставляет его зайти дальше, заглянуть в потаенные глубины души и обратиться к тем страницам жизни, которые он хотел бы забыть навсегда.

Трейлер сериала "Троцкий"

Sreda

Критики о фильме:

Борис Иванов. «Empire»

«Со времени выстрела «Авроры» прошло сто лет, а наследие революции все еще разделяет нашу страну. Однако не все знаменитости той эпохи воспринимаются так полярно как Ленин, Сталин, Колчак и многие другие. Троцкого у нас не любит почти никто. Для «белых» – это «демон революции», для «красных» – «Иудушка Троцкий», для политических реалистов – не справившийся со Сталиным неудачник, а мнение о нем антисемитов в приличном обществе пересказывать нельзя.

Это, вероятно, одна из причин, по которым Первый канал отметил столетие революции восьмисерийным сериалом «Троцкий», а не, например, «Ленин». Главный канал страны должен искать темы, которые объединяют общество, а не поляризуют его. Даже если это единство негативное, в ненависти и презрении. (…) Как бы Троцкий ни хорохорился в конце жизни, он потерпел поражение, и в его судьбе при желании можно увидеть предзнаменование краха всего советского строя. Мол, «революция пожирает своих детей и в итоге изживает себя». А поскольку борьба с революционными настроениями – важная задача государственной масс-культуры, то логично было на юбилей революции снять сериал о радикале, который хотел принести стране счастье и справедливость, а принес боль, страдание и смерть…»

Алексей Цветков. «Ведомости»

«Двойственность героя заявлялась еще до премьеры – через игру в доброго и злого продюсера. Эрнст видит в Троцком романтическую фигуру, рок-звезду, версию ницшеанского сверхчеловека, проживающего уникальную жизнь, а Цекало – тирана, опьяненного властью и действующего «гестаповскими методами».

Троцкий подходит на роль одаренного разрушителя идеально – тиран он или кумир в черной коже и с экзальтированными фанатками, но именно в нем сгустилась вся антидержавность революции. Главный антипод Троцкого Сталин показан как примитивный полевой командир с Кавказа, которого вовремя не остановили. «Ослепший от книг» Ленин вообще мало зачем тут нужен. Троцкий планирует и делает революцию без него, практически в одиночку, в собственный день рождения. (…)

В итоге Троцкий выглядит как идеократ, который равно презирает гламурную (буржуазную) «сволочь» и тюремную империю. Жертвует семьей и детьми. Не различает личного и общего и крутит революционную мясорубку, скармливая ей конкурентов, пока не упадет в нее сам.

Парадоксалист, заявивший на брестских переговорах: «Войны не вести, но и мира не подписывать». Чуть позже он скажет еще более парадоксальную фразу: строить социализм в одной стране можно, но построить его в одной стране нельзя».

Юлия Барановская. «Вокруг ТВ»

«Сериал событийный и очень кинематографичный. И с историческим материалом создатели обошлись максимально аккуратно – по мере возможности, ведь тут тоже было важно не скатиться в номенклатурщиков и протоколистов. Критику Александр Цекало уже издалека чует и готов за свои слова ответить. «Упрекать будут во всем. Историки будут упрекать, что мы смоделировали разговоры между личностями: «Они что там, психанули, эти создатели сериала?» Все, что здесь происходит, основано на реальных фактах. Затронут и еврейский вопрос. Я могу на эту тему спокойно говорить: я наполовину еврей. Если что-то производит воздействие – обиженных масса всегда», – заявил Александр Цекало.

Да, создатели шли буквально по кромке, по острию ножа, бежали по лезвию и играли с опасными темами. Но тем интереснее. Все же баланс между интригой и шок-контентом в сериале соблюден мастерски».

Александр Константинович Котт – режиссер, сценарист, педагог. Родился 22 февраля 1973 года в Москве. В 2000 году окончил ВГИК (мастерская Владимира Хотиненко). Стажировался у Анджея Вайды (Польша). Снял несколько короткометражных фильмов («Фотограф», «Пугало», «Рыба»), отмеченных наградами международных кинофестивалей.

Среди полнометражных работ – «Ехали два шофера» (2001), «Брестская крепость» (2010), «Инсайт» (2015), а также телесериалы: «Конвой PQ-17» (2004), «Печорин» (2006), «Охотники за бриллиантами» (2011), «Обратная сторона Луны» (2012), «Третья Мировая» (2013). Соавтор сценария сериала «Фарца» (2015).

В 2014 году фильм «Испытание» получил Гран-при ОРКФ в Сочи.

Вместе с братом-близнецом, кинорежиссером Владимиром Коттом ведет режиссерскую мастерскую во ВГИКе.

Екатеринбург, Ельцин Центр

Образовательный центр, Медиазал

18:00

Вход свободный, по регистрации

Возрастной ценз: 18+

Фото вверху: На мировой премьере сериала "Троцкий" в Каннах (Бутен Доминик/ТАСС)

  • Подписывайтесь на Telegram-канал Президентского центра Б.Н. Ельцина