Елена Никоноле, Наталья Соболева. «История в эпоху пост-правды: DeepFake и архив 90-х»
Как цифровые технологии повлияли на формирование нового понимания истории? Как современное искусство реагирует на феномен постправды?
Технология DeepFake появилась несколько лет назад и представляет собой методику синтеза изображений, основанную на искусственном интеллекте. Она позволяет соединять и накладывать друг на друга изображения, видео и голос из разных источников, что может быть использовано для создания как игровых приложений, так и поддельных новостей.
В рамках воркшопа, который проведут медиахудожница Елена Никоноле и научный консультант Наталья Соболева, участники научатся работать с технологией машинного обучения DeepFake, поэкспериментируют с видеоархивом 1990-х годов из коллекции Ельцин Центра и подготовят на основе архива данные для обучения нейронной сети. В ходе теоретической части воркшопа будут рассмотрены понятия постправды и альтернативной истории и то, как на них влияют технологии машинного обучения, использующиеся для создания реалистичных фейков.
Результатом воркшопа станут индивидуальные проекты участников, созданные на основе технологии DeepFake.
Для участия в воркшопе необходимо иметь свой ноутбук. Воркшоп не требует специальной подготовки или установки дополнительных программ, вся работа с нейросетями будет проводиться в браузере (Google Chrome или Mozilla Firefox). Для работы с видео требуется простой видеоредактор (iMovie или Windows Live) и минимальные навыки работы в нем.
План воркшопа
1-й день, 19 октября: 13:00-18:00:
- Вводная лекция «Нейросети и феномен постправды: DeepFake»
- брейнсторминг и обсуждение идей участников
- лекция «Основы машинного обучения»
- практическая часть: работа с архивом, подготовка видео для обучения нейросети, загрузка видео в нейросеть.
2-й день, 20 октября: 13:00-15:00:
- Презентация и обсуждение проектов участников (в открытом для публики формате).
Аудитория 710 (7 этаж)
Стоимость: 500 рублей
Возраст: 16+
Авторы
Елена Никоноле – медиахудожница, преподаватель. Область интересов — гибридное искусство, интернет вещей, искусственный интеллект. Участница множества выставок и фестивалей, среди которых Ars Electronica Festival (Линц), CTM Festival (Берлин), Open Codes (ZKM | Центр искусства и медиа, Карлсруэ), Daemons in the machine (Московский музей современного искусства), IAM (Музей современного искусства «Гараж») и другие проекты. Проводила мастер-классы и лекции в Mutek Festival, Art Laboratory Berlin, Инновационный центр «Сколково», Институт философии РАН, Государственный центр современного искусства, Школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко и многих других.
Наталья Соболева — научный сотрудник лаборатории федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН и лаборатории анализа данных Skoltech. Участница различных проектов, связанных с искусственным интеллектом и машинным обучением — в частности, использования генеративных нейронных сетей в автоматическом планировании, компьютерном зрении и генерации звука.
Куратор проекта
Ольга Вад — руководитель направление art&science в Политехническом музее. Занимается культурным менеджментом и кураторством более десяти лет. В 2018-м — программный директор Фестиваля науки, искусства и технологий «Политех». 2014–2018 — куратор спецпроектов в Политехническом музее, в том числе фестиваля «Политех» и фестиваля кино о науке и технологиях «360» (образовательная программа). 2010–2014 — специалист Фонда Михаила Прохорова, в том числе руководитель проекта «ТрансКультурный Экспресс», программы культурного обмена с Brooklyn Academy of Music (Нью-Йорк). В 2016 году стажировалась в качестве куратора на фестивале Ars Electronica (Линц).