Борис Норман. Грамматика школьная, грамматика реальная
Когда общаешься со школьниками и с учителями, вопросы возникают самые разные. Например: почему дети не любят уроков русского языка? Кто придумывает грамматические правила? Кто решает, что в языке – «хорошо», а что – «плохо»? Всегда ли «правильная» речь – правильна? Может ли интеллигентный человек быть не вполне грамотным? Чтобы ответить на эти вопросы, надо прежде всего понимать, что язык (и его грамматика, в частности) содержится не в толстых книгах, а в сознании. И одна из задач современной лингвистики – это выяснить, как этот язык, там, в сознании, упорядочен.
Конечно, школьная грамматика основана на норме литературного языка. Но в реальности всё обстоит сложнее. Ведь нарушения речи могут происходить не от незнания каких-то правил, а от желания намеренно отказаться от них. К тому же язык оказывается не столько средством передачи информации или выражения эмоций, но средством регулирования отношений в обществе. А это – сфера лингвистической прагматики, молодой науки, которая изучает место языка в формировании личности и возможности применения языка к регулированию отношений в коллективе.
- Борис Юстинович Норман — советский и белорусский лингвист, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой теоретического и славянского языкознания, заслуженный работник образования Республики Беларусь, автор более 280 публикаций.
26 апреля, 19.00
Книжный магазин «Пиотровский»
12+
Вход свободный