В фойе кино-конференц-зала Ельцин Центра в Екатеринбурге 8 июня открылась выставка «Девяностые детей: журнал «Трамвай», посвященная уникальному детскому журналу. Экспозиция знакомит зрителя с журналами, которые были выпущены в советское время. Первые номера «Трамвая» были прекрасным образцом, изданным на хорошей бумаге, с оригинальным макетом. И одновременно – новаторским по содержанию разговором взрослого с ребенком. Он был настоящим авангардным журналом – детским голосом перестройки.

Журнал «Трамвай» придумали в 1989 году писатель Тим Собакин и художник Александр Артёмов. Советский детский фонд им. В.И. Ленина издавал еженедельную газету «Семья», в которой была рубрика «Трамвай № Мы». Редактор газеты Сергей Абрамов предложил авторам рубрики создать новый журнал для младших школьников. Первый номер увидел свет в 1990 году.

Журнал был необычным: знакомил советских школьников с Казимиром Малевичем и Днем всех влюбленных, публиковал антивоенные истории, предлагал самые неожиданные жизненные ситуации, спрашивал ребят, какие цели они себе ставят. Читатели журнала перемещались во времени и пространстве, погружались в стихию языка. Журнал отличался великолепными иллюстрациями, разными по стилю, яркими, необычными.

«Трамвай» помогал детям вырастать из мира детской комнаты, но так, что они не теряли способности рассматривать облака, радоваться лужам и подвижным играм. Помогал детям осознавать себя не растущими, а состоявшимися личностями.

С какой картиной мира знакомили ребенка журнал «Трамвай» и его авторы, рассказала на открытии выставки руководитель экспозиционно-выставочного отдела Марина Соколовская:

Хочу объяснить, почему мы выбрали журнал «Трамвай». Многие из нас читали его, когда были детьми. Мне его выписали родители на полгода, мы успели получить только четыре номера, поэтому я, например, не узнала в детстве, кем были Василий Кандинский и Казимир Малевич – эти журналы до меня не дошли. Но первые четыре номера следовали за мной повсюду, куда бы мы потом не переезжали. Мне кажется, этот журнал необыкновенно важен. Он создавал какую-то другую жизненную перспективу. Поэтому, когда мы раздумывали с чего начать рассказ о том, как жили дети в 90-е, выбор пал на него. Мы обязательно расскажем о книжной серии детских детективов, о первых компьютерных играх и детских дневниках, потому что все это характеризует повседневную жизнь детей 90-х.

Марина рассказала, что журнал «Трамвай» выходил как издание советского Детского фонда. Потом журнал лишился финансирования и прекратил существование. Но редакция не распалась и возобновила издание журнала в 1993 году. Это был уже совершенно другой журнал. Поэтому музеем представлены журналы первых лет издания. Выставка – совместный проект Музея Бориса Ельцина и Свердловской областной библиотеки для детей и юношества имени Владислава Крапивина. Более поздние номера журнала «Трамвай» можно найти именно там.

На выставке представлены обложки журналов и особенно интересные развороты страниц, на которых сосредоточено множество рисунков, фотографий, головоломок и поучительных историй для детей.

Журнал «Трамвай» предлагал переосмысление привычного советского календаря, – продолжила Марина Соколовская. – Вся советская периодика была привязана к советскому календарю. В феврале писали о защитниках отечества. В марте о международном женском дне. В мае о Дне победы. В июне о Дне защиты детей. В сентябре о Дне знаний. В декабре про Новый год. Вдруг оказалось, что этот привычный календарь можно переосмыслить. В январе писать о Рождестве. В феврале о Дне святого Валентина. Журнал впервые рассказал детям, что существуют другие праздники, другие системы летоисчисления, что люди могут по-другому измерять время, по-другому организовывать свою жизнь. Эти примеры – модели другого поведения, которые транслировал журнал, были очень важны. И все читатели, к которым попал этот журнал, его запомнили.

«Трамвай» единственный в ХХ веке журнал, который был полностью переиздан по желанию фанатов. И сейчас еще можно найти в книжных магазинах подшивки журналов, переизданные в 10-е годы нашего столетия. Журнал создал фанатское сообщество спустя много лет, когда его читатели стали взрослыми людьми. Одна из членов этого сообщества написала на форуме, что «Трамвай» – это журнал для взрослых, которые помнят, что они были детьми. Это важное существование не в заданной социальной роли, а в какой-то перспективе. При этом с уважением к себе, своему миру, к игре, возможности меняться. Это было значимо в эпоху 90-х, что определило характер журнала. Здесь представлено не все, это было бы невозможно, но мы выбрали те материалы, которые нам показались наиболее интересными. Конечно, журнал «Трамвай» заслуживает большей экспозиции, где можно было бы представить макеты и рукописи, попробовать приготовить блюда по предлагаемым в нем рецептам. Это целый мир и яркое явление не только в жизни детей, но и во всей детской литературе. В нем отметились многие детские писатели: Тим Собакин, Марина Москвина, Михаил Яснов. Его иллюстрировали лучшие художники. У него есть еще одна особенность. Он выпускался, как коллекционный журнал – на хорошей бумаге, в отличной типографии в Финляндии.

Соколовская подчеркнула, что выставка – первое мероприятие в серии «Девяностые детей», которая расскажет о повседневной жизни детей в 90-е годы прошлого столетия.

На выставке представлены журналы из личных библиотек сотрудников и друзей музея. Анна Батурина, сотрудник Свердловской областной библиотеки для детей и юношества имени Владислава Крапивина, пригласила присутствующих ознакомиться с другими номерами журнала «Трамвай», не представленными на выставке. Она сообщила, что в библиотеке есть подшивки других детских, подписных изданий начиная с 1929 года: «Костёр», «Мурзилка», «Пионер», «Весёлые ребята», «Юный натуралист», «Юный техник», «Пионерская правда».

Многие журналы вы не найдете в интернете, а у нас они есть. Кроме того, мы выпускаем собственный интернет-журнал «Крапива», говорит Анна. – И дети сами пишут материалы для него. Мы рады сотрудничеству с Ельцин Центром и Музеем первого президента России. Думаю, оно обязательно продолжится».

Выставка продлится до 2 июля. Ее можно посетить с 10 до 21 часа. Вход свободный.