Ко Дню российского флага образовательный отдел Музея первого президента Б.Н. Ельцина в Екатеринбурге подготовил специальное музейное занятие «Флагман: путешествие по России» для школьников среднего звена.

22 августа вместе с опытным педагогом Анной Ковалевой участники экспедиции отправились в путешествие по необъятным просторам страны. Им пришлось проверить на практике знания, полученные в школе: по истории, культуре, государственному устройству и географии России. Вместе они установили, что является основами нашей национальной идентичности.

– Следуя по экспозиции Музея Б.Н. Ельцина, – обратилась к участникам Анна, – мы узнаем историю государственной символики: от Российской империи и СССР до Российской Федерации. Нам предстоит изучить не только символику государственного флага, но и флагов субъектов Федерации.

Анна ознакомила участников с правилами игры. Они получают задание: во время экскурсии, отвечая на вопросы, заработать максимально возможное количество «топливных» жетонов. Путем жеребьевки группа разделилась на три команды. Четвертой командой стала семья Суворовых: папа и трое детей. Экспедиция началась с просмотра анимационного фильма об истории российской Конституции и демократии. Фильм яркий, красочный, выполнен в стилистике уральских самоцветов. И смотреть его надо было очень внимательно, чтобы точно ответить на вопросы и получить «топливо», необходимое для продвижения. Путешествие началось. В распоряжении участников оказалась политическая карта мира. Это их игровое поле. На нём они отмечают этапы продвижения в глубь страны, в родной город первого президента России Бориса Ельцина – Екатеринбург.

После фильма команды прошли в «Лабиринт истории ХХ века». Они внимательно слушали рассказ Анны, стараясь не упустить ни одну деталь, изучали плакаты, рассматривали исторические фотографии, читали «Памятку народной победы» – все это в дальнейшем поможет им заработать как можно больше жетонов.

В экспозиции «7 Дней» они посетили Мраморный зал Кремля. В нем подробно изучили герб СССР на трибуне, с которой выступал будущий президент России. Слушали рассказ Анны о пребывании Бориса Николаевича в США. Изучали символы власти на фотографиях, сделанных на инаугурации Бориса Ельцина. Старались ничего не пропустить.

В залах «Второго дня» путешественники работали с электронными планшетами, рассказывающими о распаде СССР. Знакомились с государственной дореволюционной символикой и символикой Советского Союза. Рассмотрели главную реликвию этой экспозиции – флаг России, поднятый над Кремлем 25 декабря 1991 года.

Далее путешественники последовательно знакомились с экспозициями «4, 5 и 7 дней», новым обликом России и символами президентской власти.

В зале Свободы игра-путешествие подошла к кульминационному моменту. Команды начали движение по карте из разных уголков мира – Германии, Индонезии, Китая и Японии.

На политической карте мира их маршрут был отмечен точками – этапами путешествия. Чтобы освоить новый этап продвижения, нужно ответить на вопрос, выполнить задание, получить «топливный» жетон.

На географических отметках нарисованы символы, каждый имеет свою стоимость. Если слушал внимательно рассказ Анны, то ответить легко. Например, на отметке обозначена звезда – нужно назвать известного русского деятеля. Кому-то выпала книга: это вопросы по истории России. Двуглавый орел на отметке предлагал ответить на вопросы по государственной символике. Буквы на отметках означали, что надо вспомнить географические названия, начинающиеся на эти буквы, – российские города, реки, озера, горные вершины. Скрипичный ключ предлагает спеть песню о России, русскую народную или частушку. Участники были так увлечены, что никому и в голову не пришло стесняться своего голоса или отсутствия слуха. Чуть сложнее было с текстовым облаком – путешественникам пришлось объяснять русские поговорки.

Продвигаясь с помощью жетонов по карте, команды отыскивали в общей массе флаги субъектов Федерации и выставляли их на карту. Это было довольно трудно, но можно было купить подсказку.

Кроме того, купить можно было средства передвижения – корабли, автомобили, аэропланы. Можно было купить воду. Нанять переводчика. Получить визу. И, кстати, с помощью топливных жетонов можно было ускорить свое продвижение к цели – например, купить определенное количество ходов на карте с помощью бросания кубика.

За неправильные ответы путешественники отбрасывались назад минимум на два хода. Первыми добрались до Екатеринбурга Суворовы. Справедливости ради надо отметить, что силы у команд были абсолютно равные, потому что папа уже основательно подзабыл школьную программу, а кое-что и вовсе слышал впервые. Глядя на то, как сплотились вокруг папы младшие члены семьи, педагоги образовательного отдела музея решили сделать путешествие специальным семейным предложением.

Полтора часа пролетели незаметно. Путешествие закончилось. Оно оказалось увлекательным и по-настоящему захватывающим. Участники освежили школьные знания, узнали много нового и осознали, что любое путешествие требует основательной подготовки.

Участник путешествия Антон сказал, что он, конечно, знал, что наша страна большая, но не подозревал, что настолько. И для него теперь изучение географии приобрело дополнительный смысл. Ксения поняла, что хочет побывать во всех этих точках на маршруте, который прокладывали вместе с командой. Путешествовать по России ей гораздо интереснее, чем загорать на пляже в чужой стране. Миша хочет проехать на байке через всю страну. Георгий мечтает установить российский флаг на самой высокой вершине мира – Эвересте (Джомолунгме). А Лена будет восстанавливать популяцию амурских тигров на Дальнем Востоке – тех самых, которых запечатлел Энди Уорхол в серии «Вымирающие виды». Пожелаем им удачи!