13 июля в Екатеринбурге прошла международная конференция «Развитие добровольчества в мире: цивилизационные коды». Организаторами выступили аналитический центр «Эксперт» и журнал «Эксперт-Урал». Площадку для конференции предоставил Президентский центр Бориса Ельцина, многие годы поддерживающий различные благотворительные проекты.

Добровольчеству ежегодно посвящают свое время более 100 миллионов человек. По данным Университета Дж. Хопкинса, суммарное количество времени труда волонтеров эквивалентно труду 10,5 миллионов человек, работающих полный рабочий день. Правительства 80 стран мира активно способствуют развитию национальных добровольческих движений. У волонтерства в России давние традиции. Активно оно начало развиваться с принятием христианства, когда добровольцы стали посещать храмы и монастыри для оказания помощи по их благоустройству. Известны многочисленные примеры создания бесплатных школ, в которых учителями выступали волонтеры. В Советском Союзе добровольчество не исчезло, а наоборот, приобрело массовые формы: октябрята, пионеры, тимуровцы, комсомольцы, партийцы, дружинники – все от мала до велика были охвачены общественными движениями и организациями. С 90-х годов прошлого столетия добровольчество в России получило новые импульсы для развития.

Участников конференции ознакомили с мировым и российским опытом в реализации волонтерских программ, чтобы они учитывали его при планировании подобных практик в своих организациях.

Открыли пленарное заседание директор центра «Благосфера» Наталья Каминарская и исполняющий обязанности главного редактора журнала «Эксперт-Урал» Артем Коваленко.

К разговору были приглашены эксперты: Вадим Ковалев – первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров, Игорь Соболев – заместитель председателя Комитета общественных связей города Москвы, Елена Темичева – главный редактор Агентства социальной информации.

Времени для обсуждения явно не хватило, да и темы были заявлены весьма серьезные:

  • ментальность волонтера: что движет человеком, отдающим свое время на благотворительность; история становления волонтерского движения в Европе, Азии, США, наиболее эффективные практики;
  • государство – заказчик развития волонтерского движения, российский опыт, подготовка к масштабным мероприятиям;
  • корпорации как проводники идей волонтерства, специфика формирования инфраструктуры добровольчества в России;
  • корпоративная благотворительность в России, федеральные и региональные аспекты.

Экспертный совет премии «На пике формы» определил лучшие уральские компании, участвующие в волонтерском движении. Среди них – компания «Башнефть», предпринявшая восемь волонтерских акций по четырем различным направлениям: помощь ветеранам, поддержка сирот, адресная помощь, донорство. В их акциях участвовало сорок шесть тысяч человек. Еще один лидер – группа компаний ТМК. Их уральские филиалы осуществили четыре волонтерские акции, в которых участвовали четыре тысячи человек. Они работали одновременно по трем направлениям: помощь тяжелобольным детям, поддержка сирот, донорство. «Уральский банк реконструкции и развития» предпринял также четыре масштабные акции по поддержке малообеспеченных семей, сирот, а также адресная помощь. Участие приняли восемьсот семьдесят человек. Компания «Энел Россия» провела семь акций по поддержке сирот, донорству, помощи малообеспеченным семьям. В акциях приняли участие двести пятьдесят человек. Конструкторское бюро «СКБ-Контур» вело два волонтерских проекта с количеством участников в шестьсот человек. Все эти компании очень разные по профилю, объему производства, размеру штата, но тем не менее они оказывали существенную поддержку, давали возможность самореализоваться своим сотрудникам, приобрести новый опыт и необходимые навыки. Победителем номинации «Рука друга» стала Трубная Металлургическая компания (ТМК).

После небольшого обеденного перерыва состоялся круглый стол на тему «Корпоративное волонтерство: вопросы управления». В нем приняли участие Ольга Башкирова – генеральный директор благотворительного фонда «Ренова», Вадим Ковалев – первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров, Владимир Шутилин – руководитель направления социальных и благотворительных проектов Департамента регионального развития «Газпромнефти», Ирина Швец – директор Ресурсного центра «Мосволонтер», Ирина Кущенко – руководитель PR-проектов «Уральского банка реконструкции и развития».

С каждым годом все больше компаний отмечают, что развитие корпоративного волонтерства становится приоритетным направлением их благотворительной деятельности. Для успешного развития эта деятельность должна быть четко структурирована. Как компании формируют цели, задачи и стратегии волонтерской деятельности? Кто моделирует эти процессы? Какие инструменты коммуникации и мотивации используются? Как осуществляется обратная связь с сотрудниками и отслеживается эффект, который произвела та или иная программа?

Открыла дискуссию Александра Болдырева – руководитель НПГО «Форум доноров». Она обозначила отличительные черты корпоративного волонтерства:

– Во-первых, корпорации отлично понимают, зачем они это делают. Соответственно, у них есть четко обозначенные цели и задачи. Во-вторых, есть и понимание того, как это делается, значит, есть система управления. Всегда интересно, чьими руками это реализуется, какие возникают вопросы и трудности. В-третьих, бизнес осознает, какого результата хочет добиться, где и каким образом будет его освещать.

Сергей Заякин, руководитель проектов аналитического центра «Эксперт», назвал лидеров корпоративного волонтерства и благотворительной деятельности. Среди них Уральский филиал «Мегафона», «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», Объединенная компания «РУСАЛ», Благотворительный фонд «Синара», Свердловский региональный общественный благотворительный фонд «Таганский».

Он отметил взрывной рост совокупного бюджета в последние два года, который лег на плечи 4-5 основных компаний и фондов. Приоритеты уральской благотворительности – развитие местных сообществ, поддержка сотрудников и их семей. Как и в прежние годы, компании охотнее поддерживают детей.

Среди приоритетов развития благотворительной деятельности и корпоративного волонтерства Заякин назвал следующие направления – включение в благотворительность сотрудников и клиентов, особенно развитие волонтерской деятельности сотрудников (26,7%) и стимулирование частных пожертвований (6,7%); концентрация внимания на социальном эффекте программ (23,3%) и корректировка приоритетов в зависимости от запроса со стороны общества и НКО (16,7%); кооперация с другими компаниями для разработки и реализации партнерских благотворительных программ (6,7%) и расширение сотрудничества с НКО (10%); развитие фандрайзинга – это привлечение внешних, сторонних ресурсов (12%) и замена помощи в денежной форме на помощь в натуральной форме, необходимой продукцией и профессиональными услугами (3,3 %).

Сотрудники уральских компаний отдают предпочтения традиционным формам волонтерства – посещению детских домов, субботникам и сбору средств нуждающимся. Чаще всего они привлекают к акциям членов своих семей. Продолжается рост интереса к формату PRO BONO – бесплатной профессиональной помощи.

Наиболее часто добровольные инициативы сотрудников курируются PR-службами компаний или специальными комитетами из числа сотрудников. Соответствие ценностям компании является самым важным фактором при выборе направлений деятельности, акций и мероприятий.

По итогам 2015 года можно сказать, что экономический кризис не только повлиял на размеры бюджета, но и отразился на приоритетах выбора благополучателей, формах реализации благотворительной деятельности. Компании больше внимания уделяют эффективности благотворительных акций. Бизнес сделал ставку на корпоративное волонтерство, как дальнейший путь своей благотворительной деятельности.

Позже состоялся круглый стол «Управление отношениями с донорами: секрет успешных коммуникаций».

Часто взаимодействие некоммерческой организации и донора начинается с письменного обращения. Одновременно все больше донорских организаций для распределения средств используют грантовые конкурсы. Участники дискуссии поделились тем, что для них важно и на что они обращают внимание, когда к ним обращаются НКО, рассчитывающие на получение финансовой поддержки, что может стать залогом успеха, обеспечив долгосрочное сотрудничество, и какие возможны ошибки.

В рамках обсуждения возникали вопросы, почему все больше доноров отдают предпочтение конкурсу проектов, а не просто выделению средств на покрытие текущих расходов организации; в чем особенность этой процедуры, каких навыков она требует с обеих сторон, и в чем преимущество конкурсного механизма.

В круглом столе участвовали местные и федеральные эксперты Татьяна Кансафарова – вице-президент СОСПП, Наталья Левицкая – президент Благотворительного фонда «Синара», Алла Петрова-Лемачко – заместитель директора по работе с благотворителями Свердловской государственной филармонии, Игорь Соболев – заместитель председателя Комитета общественных связей города Москвы, Анна Сошинская – президент благотворительного фонда Amway, директор по внешнекорпоративным связям в России и Казахстане, Анна Трахтенберг – исполнительный директор НП «Исполком Гражданского форума Уральского федерального округа».

На круглом столе были освящены вопросы, касающиеся донорских организаций. Эксперты поделились своим опытом, как лучше выстраивать коммуникации и что лежит в их основе. Одна из главных проблемных зон – отношение доноров и благополучателей. «Доноры» на языке благотворительности означают – спонсоры.

Важный критерий в отборе партнера, по мнению Анны Сошинской, это наличие программ, которые можно осуществлять в других регионах. Важно, чтобы клиенты, покупая товар, понимали, что это для вас больше, чем просто бизнес, и вы действительно позитивно влияете на развитие общества. Она считает, что у каждого благотворительного фонда должен быть лозунг: сделать жизнь людей лучше.

Наталья Левицкая обратила внимание на то, что тиражируемость прописана в условиях грантовых конкурсов, которые фонд «Синара» проводит с 2007 года. Для них главное – жизнеспособность проекта после получения финансирования.

– В структуре благотворительного фонда «Синара», – говорит Левицкая, – есть три крупных направления: адресная помощь, именные проекты и грантовый конкурс. Одна из форм, которая помогает нам работать с территориями, это семинары, где все вместе учимся правильно формулировать. Надеюсь, что это очень полезно и дает возможность участвовать в других конкурсах и других крупных проектах.

Единственный среди спикеров не благотворитель, а благополучатель – Алла Петрова-Лемачко.

– Я бы разделила технологично свою деятельность на несколько вещей, – поделилась Алла своим опытом, – во-первых, мы должны понимать, какая целевая аудитория среди доноров, есть крупный бизнес – у него одни интересы, есть бизнес средний и мелкий – там интересы немного другие, и есть индивидуальные жертвователи, которых сейчас все больше и больше. Здесь нужно четко понимать интересы каждого. Крупный бизнес – он немного обезличен, там выдача благотворительных денег и пожертвований очень технологичная, в нем исключается личностный фактор. Надо делать акцент на то, как вы подали заявку, насколько это сходится с интересами компании, насколько компания понимает ваши целевые задачи. Средний и мелкий бизнес – более личностный, с человеческим лицом по отношению к нам. Мы дружим с руководителями бизнеса. Очень часто они начинают поддерживать вашу организацию в силу того, что они любят то, чем занимается ваша организация. Конечно же, здесь важно сохранить человеческие отношения, придать им неформальный характер. В России дают деньги больше на сострадательную деятельность и меньше на созидательно-благотворительную. Чтобы ситуация изменилась, надо начинать с первого класса воспитывать детей, говорить им, что благотворительность – это инструмент, при помощи которого они могут вокруг себя что-то изменить.

С Аллой согласилась Анна Трахтенберг:

– Иногда я действительно чувствую себя учителем, долго и трудолюбиво воспитывающим своих отличников, в связи с тем, что двоечники не ходят на занятия. Мы выполняем сразу несколько функций: у нас есть конкурс, который предназначен для НКО Уральского федерального округа, его специфика в том, что он не грантовый. Мы даем премию по итогам уже проделанной работы. С другой стороны, мы консультируем общественную организацию по вопросам, касающимся участия в конкурсе, по получению президентских грантов.

Завершила международную конференцию проектная сессия «Что мы можем сделать для развития волонтерства в ближайший месяц». Ее провел Алексей Меняйло – директор проекта «Игры будущего». С помощью специальной методики, разработанной Институтом опережающих исследований имени Шифферса, он помог участникам спроектировать ближайшие шаги по развитию волонтерства в России. Это будут не абстрактные меры, которые должен предпринять «кто-то еще», а конкретные действия, осуществление которых находится во власти участников проектной сессии.

Материалы по итогам конференции будут опубликованы в августовском номере журнала «Эксперт-Урал».