Арт-галерею Ельцин Центра и Музей Б.Н. Ельцина 25 сентября посетил почетный гость Первого открытого Уральского фестиваля российского кино, известный кинорежиссер Владимир Хотиненко с супругой – киноведом Татьяной Яковлевой. Экскурсию для них провела директор музея Дина Сорокина.

Владимир Хотиненко в Музее Ельцина

Видео: Александр Поляков

Режиссер дал интервью в Зале Свободы, откуда открывается вид на акваторию пруда, историческую часть Екатеринбурга и непосредственно на те места, где Владимир Хотиненко снимал фильмы «Патриотическая комедия» и «Макаров».

– Какие впечатления оставил музей?

– Впечатление очень большое, яркое. Не только потому, что он носит имя Ельцина, но и потому, что здесь сосредоточена вся наша история, и это очень здорово. Здесь достойно представлен Борис Николаевич. И музей – как живой организм, в него можно много вносить. Я, например, недавно был в музее Чаплина. Там очень много человеческой хроники. Здесь ее тоже много, но более официальной. Мне кажется, еще можно внести кадры, где Ельцин просто идет, просто смеется, просто разговаривает – нон-стопом. Чтобы больше показать его человеческую жизнь. На меня большое впечатление произвела его финальная речь в кремлевском кабинете. Это грандиозно.

– Что вы вынесли из 90-х? Какими они запомнились вам? Или сейчас мы уже достаточно дистанцировались от них, чтобы быть объективными?

– Художник не может быть объективным. И мое отношение к этому десятилетию очень личное и субъективное. Я в 90-м году выпустил фильм, где рассказывается о распаде семьи – и вот разваливается Советский Союз, а я даже не догадывался, что так будет. Летом 91-го, во время путча, мы снимали фильм «Патриотическая комедия» и записывали все происходящие события. На следующий день это уже было в кино. Это уникальный опыт: события, реально происходящие, фиксировались сразу же в художественной форме. В 93-м мы снимали «Макарова» здесь же. Это был штурм Белого дома. Потом 95-й – «Мусульманин», начинается Чечня. Поэтому для меня 90-е – абсолютная конкретика. Вот здесь на этом месте, напротив единственной тогда высотки – Дома правительства – я снял две картины. Это были портреты Свердловска-Екатеринбурга. 25 лет прошло, а у меня ощущение, что вчера. Это очень важные для меня воспоминания. Здесь хорошо. Я смотрю, народ ходит. Это тоже очень важно. Нельзя, чтобы это пролистывалось, чтобы забывалось. Для меня это вчера, а для кого-то – никогда. Вот о чем надо помнить.

Кинорежиссер Владимир Хотиненко о 90-х годах

Видео: Александр Поляков

– Расскажите о новых проектах. Чем вы сейчас заняты?

– Я хотел к 100-летию революции что-то такое сделать. У меня была идея снять по книжке Алексея Варламова «Мысленный волк», но денег не нашли. Потом мне российский канал предложил тему, которой я сейчас занимаюсь. Это история того поезда, который привез Ленина на Павелецкий вокзал. История поезда начинается в 1915 году, а заканчивается тем, как он поехал в 1917 году и как все это происходило. Возникают новые, никому не известные персонажи. Очень сложный проект – настоящее минное поле. И Ленин вдруг появится, его давно не было, я надеюсь, в очень достойном исполнении. Это раньше-то было ответственно, а сейчас невероятно сложно, ведь сколько всего случилось, открылись новые факты, сформировалось новое историческое отношение.

– Вы его показываете уже с новых позиций?

– Да, материал тяжелый, трудный, есть персонажи, которые существовали в реальности, играли важную историческую роль, но мы о них ничего не знаем. И Музей Ельцина как-то так незаметно ложится в тему.