4 декабря в Ельцин Центре в рамках фестиваля Артдокфест-2016 прошел показ документального фильма (автор сценария Михаил Фишман, режиссер Вера Кричевская) о Борисе Немцове.

Фильм «Слишком свободный человек», ставший эпицентром фестиваля – попытка осмыслить российскую историю 1990-х и роль одного из ее ключевых героев – Бориса Немцова, в котором, по признанию дочери и советника Бориса Ельцина Татьяны Юмашевой, Ельцин видел родственную душу. «Папа ему симпатизировал больше, чем другим. Они были похожи. У них были общие цели, задачи, они были единомышленниками», – рассказала в интервью авторам фильма дочь первого российского президента.

Михаил Фишман, Вера Кричевская представляют фильм «Слишком свободный человек»

Видео: Александр Поляков

Авторы фильма дают слово людям, близко знавшим Бориса Немцова. Из этих интервью, как своего рода мозаика, складывается потрет героя и эпохи. Среди собеседников Михаила Фишмана и Веры Кричевской – Татьяна Юмашева, экс-глава администрации президента Валентин Юмашев, бывший пресс-секретарь Ельцина Сергей Ястржембский, бизнесмены Михаил Фридман, Михаил Прохоров и Михаил Ходорковский, политики Григорий Явлинский, Ирина Хакамада, Алексей Навальный и Илья Яшин.

Первый президент России Борис Ельцин, пожалуй, первым когда-то разглядел потенциал молодого политика, который в начале 90-х, по словам Явлинского, был «энергичен, буен и прекрасен».

32-летний Немцов с легкой руки Ельцина стал главой администрации, а потом и губернатором Нижегородской области. Однако отношения двух Борисов не были безоблачными. Достаточно вспомнить позицию Немцова в годы чеченской войны. Нижегородский губернатор собрал миллион подписей против войны и пригнал «газель» с подписными листами прямо к Кремлю.

Поворотным моментом в судьбе Немцова стал «ельцинский призыв» молодого политика в Москву. Друзья называли его камикадзе. Да он и сам это чувствовал. То же самое, вероятно, ощущали и другие молодые реформаторы, занимавшие в разное время так называемые «расстрельные» должности в российском правительстве.

Надо сказать, Немцов не спешил перебираться в Москву – как губернатор он был очень популярен. Для того, чтобы переубедить политика, Татьяне Юмашевой пришлось специально приехать в Нижний Новгород. Уговоры заняли 4 часа – и Немцов решился на переезд. Это очень обрадовало Ельцина: «Очень интересный вариант, вы и Чубайс создадите команду с чистого листа», – отметил президент. По воспоминаниям Валентина Юмашева, благодаря этому решению в российском правительстве собралась по-настоящему «мощная» команда. «Борис Немцов был упрям, но было понятно, что он борется за дело», – говорит в фильме Юмашев.

Немцов не придавал особого значения быту. Долгое время молодой реформатор жил без крыши над головой, ютился у друзей. Пока об этом не узнал Ельцин и не решил все, как это было ему свойственно, одним махом, позвонив Юрию Лужкову. «У меня Немцов сидит. Вы мелко работаете», – сказал первый российский президент. На следующий день Немцов получил прописку.

Авторы фильма вглядываются в подробности. Знаменитые щегольские «белые штаны», в которых Немцов встречал иностранную делегацию. Белый бизнес-джет, в котором он летал в предвыборном ролике вместе с Анатолием Чубайсом и Ириной Хакамадой. Попытка пересадить чиновников с пафосных «мерсов» на демократичные «волги».

История состоит из деталей. И фильм «Слишком свободный человек» ими, безусловно, изобилует. И, таким образом, если это и не итоговое переосмысление эпохи, то ее документ точно.

После фильма, встреченного овациями зрителей, авторы ответили на вопросы из зала.

Каково ваше видение главного героя?

Вера Кричевская:

– У меня было шапочное знакомство с Борисом Немцовым, я знала его по старому НТВ. И у меня сложился его образ, который изменился после его смерти. Пока я работала над фильмом, образ Немцова, можно сказать, рос на моих глазах. Теперь это титан.

Михаил Фишман:

– Когда я начинал работать, то делал это с чувством вины, которое появилось, когда Борис Немцов погиб. У меня было чувство, что мы недооценили его при жизни. Только после его ухода мы поняли, какую грандиозную фигуру мы потеряли.

– Сталкивались ли вы с трудностями в процессе создания фильма? Какова его дальнейшая судьба?

Вера Кричевская:

– Мы не писали о фильме, пока не завершили работу над ним. И ни с какими сложностями не сталкивались, кроме технической: через 25 минут монтажа у нас горел сервер. Что касается проката, мы хотим показать фильм в регионах.

Все, кто еще не успели посмотреть «Слишком свободный человек», могут это сделать 9 декабря в Ельцин Центре. К слову, часть интервью для фильма были записаны именно в интерьерах Ельцин Центра, а потому его демонстрация именно в этих стенах выглядит тем более не случайной.