Дни знаний открыли долгожданный «Наукоград в Ельцин Центре» для детей и подростков школьного возраста. Около двухсот школьников 1 и 2 сентября посетили уроки истории, обществознания, мировой художественной культуры и изобразительного искусства. Вели уроки сотрудники образовательного отдела Музея Б.Н. Ельцина, они же стали музами гуманитарных наук.

Участников Дней знаний поздравила с началом учебного года директор музея первого Президента России Бориса Ельцина Дина Сорокина.

– Рада приветствовать вас в Ельцин Центре. Сегодня у нас замечательный праздник, наверное, один из самых ярких и запоминающихся в году – День знаний. Это очень ответственный день, он открывает учебный год. Думаю, в новом учебном году вы узнаете много нового и интересного. Уже сегодня в Ельцин Центре вас ждут увлекательные занятия, конкурсы, задания, новые открытия. Вы готовы к ним? – спросила Дина Сорокина и в ответ услышала громогласное дружное «Да-а-а!». – Желаю вам усердия и удачи, хорошего настроения, отличных оценок. И самого главного: непрерывного движения вперед!

Дни знаний в Ельцин Центре

Видео: Александр Поляков

Четыре группы вслед за кураторами и волонтерами двинулись в свои импровизированные исследовательские лаборатории. Это были специально оборудованные локации в зонах отдыха музея, Зале Свободы и самой большой учебной аудитории Образовательного центра.

Участники Дней знаний стали первыми учениками «Наукограда в Ельцин Центре». Им выдали специальные дневники, напоминающие студенческие зачётные книжки. В дневниках руководители лабораторий поставили итоговый оттиск об успешном прохождении Дней знаний.

Кроме того, в дневниках есть странички, отведенные под все образовательные локации Ельцин Центра: музей, арт-галерею, кино-конференц-зал и Образовательный центр. Посещая детские и молодежные мероприятия «Наукограда» в течение года, ученик получает отметки: печатные оттиски или наклейки, подтверждающие его участие. Собрав определённое количество отметок, он имеет право на специальные бонусы. Например, ученикам, посетившим три мероприятия Ельцин Центра в течение года на каждой площадке, предоставляется право участия в выпускном бале «Наукограда», где они получат аттестаты об углубленном изучении гуманитарных наук.

В Дни знаний работа каждой лаборатории продолжалась не более 30 минут – это, конечно, праздничное исключение. Следующие занятия в «Наукограде», как и полагается, будут длиться академический час – 45 минут. В ходе первого лабораторного дня все участники в игровой форме познакомились с новыми гуманитарными дисциплинами.

В исторической лаборатории под руководством педагога образовательного отдела, музы истории Екатерины Завалишиной они узнали, откуда ученые черпают знания о прошлом. Разделившись на команды и проведя собственное расследование, ребята последовательно расшифровали «послания» прошлых эпох. В ходе дознания они попробовали предположить, какую информацию о своем времени несут эти послания. С помощью специальной шкалы времени они систематизировали свои находки, разложили их по историческим эпохам и в ходе обсуждения попытались понять, что именно важно знать людям будущего об этом времени.

В лаборатории обществознания ребята узнали, что может быть общего у общества и пиццы. На реальных жизненных примерах ученики попробовали понять, чем наполняются и как взаимодействуют между собой различные сферы общества. Разделившись на команды, участники расположили на «общественном круге», похожем на пиццу, изображения предметов и институтов, олицетворяющих общественные сферы жизни, которые сами же и определили вместе с музой обществознания, сотрудником образовательного отдела музея Анной Бородулиной. В социальную сферу попали картинки, изображающие человека в качестве социального существа. В экономической сфере участники разместили картинки, изображающие отношения людей, возникающие при создании и использовании материальных благ. В политическую сферу уложили отношения людей, связанные с управлением и безопасностью общества. В ходе обсуждения выяснили, что существует и духовная сфера. К ней относится освоение и передача духовных ценностей, таких, как знания, верования, нормы морали и нравственности, культура и искусство.

В лаборатории «Мировой художественной культуры», которую проводила Анна Ковалева, также педагог и сотрудник образовательного отдела музея, будущие участники «Наукограда» узнали о том, как зародилось древнее искусство, о том, как природа – растительный и животный мир – влияли на художников разных эпох. Как и почему менялось отношение человека к животным. Почему, оставаясь одним из источников питания, животные стали и главным средством передвижения, тягловой силой, ресурсом для изготовления одежды, материалов для повседневного использования, ремесел и даже для занятий искусством. Школьники познакомились со средневековым бестиарием и обсудили вместе с педагогом, почему так отличаются представления людей о животных от их реального вида.

Ребята посетили уникальную выставку «Энди Уорхол. Вымирающие виды». Вместе с педагогом они обсудили, какими цветами природа предупреждает нас об опасности, почему художник использовал эти цвета, чтобы рассказать об исчезающих животных, что это за необычная художественная техника – рисунок, сделанный поверх фотографии. Почему Энди Уорхол выбрал именно портретное изображение? Почему животные внимательно смотрят на нас – людей? Что они хотят нам сообщить? К концу занятия участники лаборатории попытались запечатлеть мир природы на больших ватманских листах. Пользуясь трафаретами и выдувными фломастерами, они изображали животных. Результатом совместной работы стало собственное послание обществу и осознание личной ответственности за судьбу исчезающих видов животных. Школьники забрали свои работы домой, чтобы показать друзьям и родителям, рассказать, что они сегодня узнали.

В лаборатории ИЗО вместе с профессиональным дизайнером, педагогом и сотрудником музея Натальей Носковой ученики оформили обложку и титульный лист Дневника ученика «Наукограда в Ельцин Центре». Муза изобразительных искусств рассказала о том, какие художественные техники можно использовать при оформлении дневника, открытки, подарочного постера. Дневник оформляли в технике аппликации. При помощи заранее заготовленных элементов с изображениями символов государственности, образования, школьных дисциплин каждый смог придать индивидуальность своему дневнику. В ход пошли цветные карандаши, фломастеры, декоративные элементы на клейкой основе. Некоторые участники так увлеклись, что не уложились в заданное время, и на помощь им пришли кураторы, учителя и родители. Но все остались довольны.

Три часа пролетели незаметно. Каждый участник получил четыре отметки в дневник. История «Наукограда в Ельцин Центре» начала свой отсчет.

Новых участников от 7 до 12 лет – тех, кто не попал в программу Дней знаний 1 и 2 сентября – Ельцин Центр ждет 9 сентября по предварительной записи по телефонам: +7 (343) 312–43–43, +7 (909) 006–70–70. Также билеты можно купить и онлайн.