«Полная версия»: музейный троллейбус

6 июня 2017 г.Татьяна Филиппова
«Полная версия»: музейный троллейбус

Новый музейный формат «Onetalk. Полная версия» в Музее Б.Н. Ельцина стартовал 20 мая в Ночь музеев и продолжает набирать обороты. Очередное подробное представление одного экспоната посвящено троллейбусу ЗиУ-682, экспонату очень популярному и у посетителей, и у работников музея. Представление подготовила сотрудница экспозиционно-выставочного отдела музея Рамзия Галеева.

Десятитонный экспонат находится во втором зале «Первого дня». Судя по заводскому клейму – жестяной пластине справа от руля, троллейбус ЗиУ-682 или ЗиУ-9 изготовлен на заводе имени Урицкого в городе Энгельсе Саратовской области в 1994 году. Создатели ЗиУ-9 преподнесли джентльменский подарок водителям-женщинам. Троллейбус получил гидроусилитель руля. Десятитонной махиной можно было теперь управлять без особых усилий.

В советские времена Завод имени Урицкого ежегодно выпускал более двух тысяч троллейбусов, это очень большая цифра. И качество было отменным, например, покраски хватало на пятнадцать лет. Даже сегодня троллейбусы ЗиУ перевозят пассажиров в Аргентине, Болгарии, Венгрии, Греции, Колумбии, Монголии, Польше, Румынии, Словении, Финляндии.

Музейный экземпляр до декабря 2013 года служил жителям Каменска-Уральского. Имел бортовой номер 99 и ходил по маршруту № 5. В канун нового 2014 года его списали, а троллейбусное сообщение из-за нерентабельности закрыли. Тогда его и приобрёл Ельцин Центр. Троллейбус доставили в Екатеринбург на «Урале» на жесткой сцепке в парк Октябрьского депо. Там его разобрали, почистили, привели в порядок и в разобранном состоянии доставили в музей. И уже здесь собрали заново.

Фактически ЗиУ-9 подарили вторую жизнь. Интерьер и «экстерьер» реставрировали и модифицировали под нужды музея. Экскурсовод рассказала, чем примечателен экспонат. В музее он оказался не случайно. В конце 80-х этот троллейбус стал символом неспокойного новаторского стиля работы первого секретаря МГК КПСС Бориса Ельцина. Его интересовало всё до мельчайших подробностей: куда едут москвичи, как добираются до работы, в каких столовых питаются, что покупают вечером домой. Это нравилось простым москвичам, но не нравилось партийным коллегам. Его обвиняли в популизме. Но уральцы знали, что подобный стиль работы у него выработался ещё в Свердловске. Об этом рассказывают медиа-программы, которые можно посмотреть в салоне троллейбуса.

«Ведет» троллейбус Николай Стуликов, его изображение находится за лобовым стеклом музейного ЗиУ-9. Он – житель Екатеринбурга. Родился в Нижнем Тагиле, после окончания школы № 1 поступил в Уральский государственный Университет путей сообщения. Запечатлел его фотограф Алексей Быков.

Что касается самого троллейбуса, то следует отметить, что он считается одним из наиболее экологичных видов городского транспорта. Изначально задуманный как гибрид автобуса и трамвая, он объединил в себе лучшие качества обоих видов транспорта.

Троллейбусы курсировали в 155 городах Советского Союза.

Протяженность троллейбусных линий составляла более десяти тысяч километров. Только в Москве за год троллейбусы перевозили до одного миллиарда пассажиров, а в целом по стране – до восьми миллиардов.

Троллейбус воспел Булат Окуджава в фильме «Цепная реакция» в 1962 году. Его «Синий троллейбус» стал символом целой эпохи.

Всем знакомы строчки:

Когда мне невмочь пересилить беду,

Когда подступает отчаянье,

Я в синий троллейбус сажусь на ходу,

В последний,

Случайный.

«Синие троллейбусы» выпускались на Тушинском авиастроительном заводе № 82. Они перевозили москвичей с начала 40-х годов прошлого столетия и вплоть до конца 70-х.

Тёмно-синими с оранжевой полосой были и первые троллейбусы ЛК-1, названные так в честь Лазаря Кагановича, крупного партийного деятеля. Первая троллейбусная линия открылась 15 ноября 1933 года. Первый маршрут, почему-то под № 2, проходил по Ленинградскому шоссе от Белорусского вокзала до Окружной железной дороги и составлял семь километров. Машина была громоздкая. Пол в салоне возвышался над уровнем дороги на 85 см. Первые троллейбусы не отличались ни комфортом, ни надёжностью. Постоянно выходили из строя тормоза, визг трансмиссии заглушал призывы кондуктора передавать деньги за проезд. Зато полированные бока слепили своим блеском. Москвичи называли их то «баклажанами», то «зеркалами на колёсах».

В 1936 году в Москве испытывали привезенный из Лондона двухэтажный троллейбус-великан English Electric Company Ltd. Он создал немало проблем. Пришлось поднимать троллейбусные электролинии (контактную сеть) на метр. Развернуться на конечной остановке «англичанин» мог только с помощью регулировщика.

Летом 1938 года на дороги столицы вышел советский стоместный двухэтажник. У пассажиров он восторга не вызвал. Из-за низких потолков приходилось втягивать голову в плечи, а на крутых лестницах, ведущих на второй этаж, москвичи и гости города не раз ломали руки и ноги. Десять новеньких ЯТБ-3 (их производит Ярославский автомобильный завод) ходили по центру столицы. И хотя «двухпалубники» никак не решали транспортную проблему, а скорее усугубляли её, тем не менее, они были ярким элементом новой Москвы.

Им на смену как раз и пришли «синие» МТБ-82, выпускаемые оборонным заводом в подмосковном Тушино. Кузов троллейбуса изготавливали из авиационного дюралюминия. На тушинских троллейбусах не проставляли заводские номера из режимных соображений. Их выпустили около двух тысяч экземпляров. Главный конструктор троллейбуса Наум Черняков был засекречен. Несколько лет спустя он возглавил разработку межконтинентальных крылатых ракет «Буря».

Об этом и многом другом сообщил семнадцатилетний Егор Буртник, участник музейных занятий для детей с расстройствами аутистического спектра. Один раз взглянув на троллейбус, он составил энциклопедическую справку о музейном экспонате. Музейные педагоги мысленно аплодировали ему.

Аплодисментами закончилась и пятнадцатиминутная экскурсия «Onetalk. Полная версия» по музейному троллейбусу – любимцу посетителей, экскурсоводов и смотрителей музея.

Следует напомнить, что именно в нем проводят свои встречи участники клуба «Мои 90-е», очередное заседание которого было посвящено коллекциям 90-х.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.