Театральная платформа «В центре», которая начала работу в Ельцин Центре в Екатеринбурге в 2016 году, продолжает представлять всё новые и новые проекты. Обсуждаем афишу февраля с руководителем театрального направления в Ельцин Центре Натальей Санниковой.
– Ближайшее событие состоится 12 февраля – спектакль-лекция «Казус Послера». О чем он?
– Это спектакль по пьесе Жака Мужено. Мы впервые используем в качестве театральной площадки пространство Арт-галереи. Остроумная лекция о художнике Послере органично впишется в ее интерьер. Это ни в коем случае не критика современного искусства. Но как в любом процессе, происходящем здесь и сейчас, в современном искусстве достаточно много профанаций. Об этом мы и пытаемся рассказать. Спектакль получил массу призов, в том числе – вторую премию на фестивале «Монобалтия» в Каунасе и приз регионального фестиваля «Браво!».
– Что нам нужно знать об авторе?
– Жак Мужено – французский писатель и актер. По первому образованию инженер. Классический пример того, как увлечение миром театра перевесило все разумные доводы в пользу профессии. Жак играет в театре с 1989 года, причём не только в спектаклях, поставленных по своим произведениям, но и в классических, репертуарных постановках. Его первый роман «Машина времени в джакузи» был экранизирован в 2010 году. Он обладатель престижной премии Prix Philippe Avron. «Казус Послера» самая успешная пьеса Жака. Зрителя привлекает необычный формат спектакля – в жанре лекции о современном искусстве.
– Кто нам прочтет эту лекцию?
– Александр Фукалов, актер, преподаватель. Он занят в уже существующем проекте –спектакле «Карусель», который поставлен прямо в залах музея (прим. - ближайший показ 20 марта). Гости Ельцин Центра могли видеть этого актёра в спектакле, посвященном сорокалетию Бориса Рыжего. Кроме того, он постоянный участник наших театральных читок.
– 17 февраля состоится читка новой пьесы Ярославы Пулинович «Тот самый день». Расскажите об этом чуть подробнее.
– Если вы знакомы с драматургией Ярославы Пулинович, то увидите, что ее новая пьеса отличается от всего того, что Ярослава писала раньше. Обычно она склоняется к мелодраме или к современной сказке. «Тот самый день» написан в жанре фарса.
– О чем пьеса?
– 37-летний искусствовед Мария живет с мамой. Годы идут, в личной жизни полный штиль, а тут еще мать начинает наседать на дочь, мол, нам срочно нужен ребёнок, если уж с замужеством ты опоздала. И даже приглашает свою подругу с сорокалетним сыном - пусть дети познакомятся-пообщаются. Встреча заканчивается скандалом Маши и матери. И тогда Маша решает взять дело в свои руки. Это если коротко.
– Читка – это же мини-спектакль. Кто режиссирует читку, кто расставляет акценты?
– Режиссер этой читки – Илья Ротенберг. Кто следит за театральной жизнью, знает – Илья ставил спектакли в различных театрах страны. Одна из самых известных его постановок – спектакль «Жанна» по пьесе Ярославы Пулинович в Театре Наций с Ингеборгой Дапкунайте в главной роли.
– 20 февраля в музее мы снова увидим #конституциюрф?
– Напомню, постановка Владимира Гурфинкеля является копродукцией Ельцин Центра и Пермского академического Театра-Театра. Премьера состоялась в декабре при полном аншлаге. Премьера в Перми состоится 14 марта.
– В чем успех постановки?
– Мне кажется, рассказать об основном законе Российской Федерации в форме театральной постановки – замечательная идея. Надо сказать, довольно фантастическая, потому что сложно представить, как пересказывать на сцене статьи Конституции. Это все равно, что поставить телефонный справочник. Гурфинкель придумал, как рассказать о Конституции РФ таким образом, чтобы происходящее на сцене не было иллюстрацией. Получилась яркая история, за которой интересно наблюдать. Это не только история в смысле повествования. Это история конституции со времен Александра I до наших дней в письмах, стихах и прозе, нормативных актах и газетных статьях. Я рекомендую его посмотреть. Особенно молодым людям.
Фрагмент спектакля #конституциярф в Ельцин Центре
Видео: Александр Поляков
– 24-26 февраля нас ожидает большое театральное событие: гастроли Театра.doc. Можно в двух словах сказать, почему их надо посетить?
– Этот известный новаторский театр, существующий на стыке искусства и документа. Он давно на слуху, его постановки обсуждают. Театралы следят за его афишей. Благодаря Ельцин Центру мы увидим полноценные гастроли. Театр.doc привозит к нам три спектакля, которые максимально полно представляют его афишу.
– Что вы советуете посмотреть?
– Если есть возможность, посмотреть все. В первый день гастролей 24 февраля Театр.doc показывает «Краткую историю русского инакомыслия»: пять новелл о тех, кто жил и умер в состоянии «вопреки», кто готов был отдать жизнь за свои идеи и убеждения. Для современного зрителя это повод подумать нужны ли ему свобода, правда, справедливость также, как еда, безопасность и комфорт. Для некоторых героев спектакля и их прототипов ответ на эти вопросы стоил жизни.
– Чего нам ждать от спектакля «Простить измену», который мы смотрим 25 февраля?
– Насколько я понимаю, повествование основано на реальных историях обыденных супружеских измен. Интересен формат спектакля. Актеры провоцируют зрителей на откровенность, на выражение собственного отношения к измене.
– Последним в гастрольном графике Театра.doc значится спектакль «Подлинные истории женщин, мужчин и богов», который состоится 26 февраля. О чем он?
– Трудно сказать о чем. Это новое, неожиданное прочтение, знакомых нам с детства, древнегреческих мифов. Например, Сизиф и камень. Никто из нас наверняка не задумывался о том, может ли быть наказанием вечный труд. Сизиф катит свой камень в гору, не бессмысленно, а с целью сделать из него что-то прекрасное. История обретает новые смыслы. Не буду пересказывать весь спектакль – надо идти и смотреть. Приезд Театра.doc – событие редкое, неординарное, из разряда тех, которые нельзя пропустить.