Эстафету нового музейного формата «One talk. Полная версия» приняла руководитель экспозиционно-выставочного отдела Марина Соколовская. Первыми экспонатами проекта, о которых подробно рассказали посетителям музея, были персонажи знаменитой в 90-е телепрограммы «Куклы». А 1 мая гостям рассказывали о живописном полотне Эрика Булатова, представленном в Зале Свободы Музея первого президента России.

Автор картины, известный художник Эрик Булатов – один из самых ярких представителей соцарта. Его работы постоянно выставляются на аукционных торгах современного искусства. Так, на аукционе «Филипс» работа «Советский космос» ушла примерно за 1,6 млн долларов, ещё два полотна советской тематики, в том числе «Революция – перестройка», были куплены бывшими соотечественниками художника по миллиону долларов за каждое, что сделало Булатова одним из самых дорогих современных русских художников.

В СССР Булатов не мог выставляться по соображениям цензуры. Приходилось зарабатывать иллюстрированием детских книг в издательстве «Детгиз». Так художником были проиллюстрированы сказки Шарля Перро.

Лишь в 1965–1968 годах прошли кратковременные показы его работ в Курчатовском институте и известном столичном кафе «Синяя птица». В начале 1970-х Эрик Булатов начал создавать крупномасштабные картины, в них, как правило, он обращался к социальным темам и масс-медийным образам советской действительности: изображал лозунги, надписи, плакаты. В 1972-м написал знаменитый «Горизонт». В период перестройки картина была воспринята как пародийное произведение и даже отождествлялась со знаменитым стилем поп-арт.

В 1988 после серии крупных персональных выставок – в Кунстхалле в Цюрихе и Центре Жоржа Помпиду в Париже, участвуя в ежегодной Венецианской биеннале, Булатов стремительно приобрел международное признание.

Он был назван «художником перестройки» и дважды признан ЮНЕСКО лучшим художником года. Большая часть произведений Эрика Булатова попали в западные коллекции и музеи.

С 1989-го жил в Нью-Йорке. В 1992 окончательно обосновался в Париже. В 2003 году в Третьяковской галерее прошла первая выставка его графических работ. В 2006 году, там же – первая выставка живописных работ. В 2013 году художник стал лауреатом Всероссийского конкурса в области современного искусства «Инновация» в номинации «За творческий вклад в развитие современного искусства».

Так постепенно возвращалось на родину искусство Эрика Булатова. В 2015 году художник был приглашен для создания масштабных полотен при открытии нового здания Музея современного искусства «Гараж» в Москве и Музея Бориса Ельцина в Екатеринбурге.

Марина Соколовская подчеркнула, что Булатов наш земляк. Он родился в Свердловске в 1933 году.

В 2015 году художник предложил свою версию картины для Зала Свободы. Эскиз был одобрен создателями музея и началась работа над его воспроизведением в реальном пространстве музея.

Многие посетители воспринимают картину как фреску. На самом деле работа выполнена на холсте и вписана в пространство стены за счет идеально выверенной ниши.

Марина Соколовская рассказывает об истории создания картины "Свобода" в Зале Свободы Музея Б.Н. Ельцина в Екатеринбурге

Видео: Артур Селезнев

Марина Соколовская рассказала, что холсты подобного размера выпускают всего несколько предприятий в России. Непосредственно этот холст был изготовлен «Сурской мануфактурой» – фабрикой с еще дореволюционной историей. Именно здесь изготавливалось гигантское полотно для Бородинской панорамы. Известно, что в состав грунта входили необычные компоненты: гипс и мед. Использовались краски лучших мировых производителей, в том числе марки Rembrandt. Кисти – марки daVinci.

Посетителям музея показали, как создавалась работа – по фотографиям, на которых изображен художник за работой. Остановились и на других его известных произведениях, в которых отражена советская реальность, отметив особый фирменный стиль художника –совмещение живописи и плакатного искусства. Слушатели смогли увидеть картины, предшествующие «Свободе» – это работы «Свобода есть свобода» и «Иду», композиционно очень похожие.

В одном из интервью Булатов признался, что хотел бы, чтобы «Свобода» выглядела убедительно и наглядно, потому что к тому времени (к 90-м годам прошлого столетия) он относится с теплотой и любовью, и вспоминает о нем с благодарностью.

Картина Эрика Булатова в Зале Свободы венчает экспозицию музея. Она сливается с низким екатеринбургским небом. В зале панорамное остекление. Весь город как на ладони. Это создает удивительное ощущение единства картины и города.

В Зале Свободы есть пять интерактивных колонн, на которых звезды кино и спорта, общественные и политические деятели, а также самые обычные люди, наши современники продолжают тему свободы.

На фоне пронзительного синего неба картины любят фотографироваться молодожены. Платья невест сливаются с белоснежными облаками.

Картина притягивает взгляды посетителей и завораживает своей динамикой. Слово «свобода» движется, облака клубятся – и от этого изображение кажется живым.

Пятнадцать минут подробного знакомства с картиной Эрика Булатова пролетели незаметно. Зрители поблагодарили Марину аплодисментами. Завершая «Оne talk. Полная версия», руководитель экспозиционно-выставочного отдела пригласила посетителей на международную акцию «Ночь музеев», которая пройдет 20 мая в 134 странах мира.

К этому времени уже четыре «полных версии» будут представлены гостям музея и Ельцин Центра. К «Куклам» и «Свободе» присоединятся рассказы о визите Елизаветы II и двух президентских автомобилях.