Завсегдатаи лектория в Арт-галерее продолжают исследовать искусство фотографии. Специально для них и гостей Ельцин Центра 16 сентября Артем Беркович прочел лекцию «Монолог: независимая фотография в СССР».
Артем Беркович в Арт-галерее Ельцин Центра
Видео: Игорь Гром
Куратор Центра фотографии «Март» поделился со слушателями собственным видением отечественной фотографии позднего советского периода, продемонстрировав собрание работ нескольких авторов.
Начав лекцию с утверждения, что эпоха 90-х разделила не только ход истории, но и саму фотографию, он проанализировал длительный период до августовских событий, поскольку после развала Советского Союза и первых демократических преобразований наступило другое время и информационное пространство также стало другим.
История фотографии – это огромная малоисследованная часть парадной и предметно-бытовой истории страны. То, что происходило в этой сфере, во всей полноте отражало происходившее в литературе, музыке, театре, кино. И прежде чем говорить о независимой фотографии, следует сказать несколько слов об официальной советской фотографии, о довольно жестких рамках, внутри которых она существовала.
Для властей фотография всегда была частью пропагандистской машины. Она интересна государству только в этом положении, в ней нет места творческой индивидуальности фотографа. Только глобальные задачи, официально одобренные способы воплощения и пропагандистская направленность. Именно так понимались задачи фотографа, как любого другого работника советской прессы.
Артем Беркович отметил, что сегодня складывается похожая ситуация:
- Журналист становится солдатом в информационной войне, ощущает себя человеком в строю. Он не развивает индивидуальность. Он выполняет заказ, становится орудием чужой воли. Только сегодня мы пользуемся другим словарем.
Беркович показал работы советского периода, чтобы показать слушателям, какие идеологические рамки существовали. Безусловно, все было направлено на поддержку партии. Поэтому главными эмоциями были радость и безоблачное счастье. Большое место занимал мир детства, но абсолютна табуировалась, например, тема смерти.
В советское время продолжительные дискуссии об искусстве фотографии привели к тому, что были подвергнуты критике несколько важных течений. Первой – модернистская фотография, в ней работали фотографы, искавшие новый язык. Второй – фотография домодернистская, вошедшая в историю как викторианская. Третьим подвергся критике буржуазный натурализм, который максимально близок к критической фотографии.
Слушатели ознакомились с работами мастеров 70-х годов: Валерия Щеколдина, Геннадия Бодрова, Михаила Дашевского, Александра Калиона, Юрия Рыбчинского, Анатолия Черея. На их примере хорошо виден контраст газетных снимков с реальной жизнью обычных граждан. Именно по этой причине такие фотографии часто не подлежали публикации.
Независимую художественную фотографию советского периода представляли работы Сергея Чиликова, Георгия Колосова и Евгения Малахина. Это уже другая фотография, отражающая поиски новых выразительных средств талантливыми авторами. Часто поиски шли вразрез с существующей идеологией, потому что никак не воспевали советский строй. Многие из них сегодня, с высоты нынешних технических достижений, кажутся нам слишком примитивными, но это не так, они были вполне на уровне своего времени.
Лекции и мастер-классы по фотографии продолжатся в уютном лекционном пространстве «Под лестницей» в Арт-галерее. Следите за расписанием на сайте Ельцин Центра.
24 сентября начинается ворк-шоп по файн-арту и документальной фотографии из восьми занятий известного фотографа Фёдора Телкова.