В холле кино-конференц-зала в Ельцин Центра в Екатеринбурге 2 ноября состоялось открытие выставки «Первый секретарь обкома. Фотохроника Анатолия Грахова».

Автор работ − фотокорреспондент ТАСС с 1952 года Анатолий Андреевич Грахов (1923−2011) искренне верил в социалистические ценности. Фотографии, на которых запечатлен партийный лидер Борис Ельцин, не только подлинные свидетельства его жизненного пути, они многое рассказывают о жизни общества в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого столетия, о масштабах развития крупнейшей в стране Свердловской области, о тех событиях, которые отражала советская пресса.

Открыла выставку директор Музея Бориса Ельцина Дина Сорокина.

− Выставка приурочена к 40-летию избрания Бориса Ельцина на пост секретаря обкома КПСС Свердловской области. Ровно сорок лет назад 2 ноября 1976 года на внеочередном заседании он был избран партийным руководителем крупнейшей промышленной области страны. Для нас это важная дата. Она характеризует начало нового этапа в жизни Ельцина, − сказала Сорокина. − На территории области находилось более семисот сорока заводов. И, конечно, это была большая ответственность, которая легла на плечи Бориса Николаевича. Помимо административных вопросов, которые ему приходилось решать, его серьезно волновало строительство в регионе. Многие масштабные проекты на территории города и области стартовали при его непосредственном участии. Собственно, это и нашло отражение на нашей выставке. У каждой фотографии есть своя история, и эти истории мы попытались воссоздать для новых поколений, для новых исследователей, для вас. Помогали в этом многие сотрудники Ельцин Центра. Особо я хочу поблагодарить руководителя Архива и библиотеки – Дмитрия Пушмина, руководителя экспозиционно-выставочного отдела Марину Соколовскую, Рамзию Галееву − сотрудника этого отдела, которая по крупицам собрала истории, стоящие за каждой фотографией. Хочу поблагодарить Евгения Бурденкова − руководителя научно-исследовательского центра при Музее истории Екатеринбурга, Анатолия Кириллова − заместителя исполнительного директора Президентского центра Бориса Ельцина. Спасибо всем, кто причастен к нашей истории. И огромное спасибо замечательной женщине Валентине Граховой, супруге фотокорреспондента Грахова.

Дина Сорокина сообщила, что это первая выставка, организованная экспозиционно-выставочным отделом Музея Бориса Ельцина. Обязательно будут и другие.

Открытие выставки «Первый секретарь обкома»

Видео: Александр Поляков

Марина Соколовская рассказала о фотографиях подробнее:

− Мы показываем снимки, хранящиеся в Архиве Президентского фонда Б.Н. Ельцина и Центра документации общественных организаций Свердловской области. С одной стороны, это фотохроника жизни партийного руководителя. С другой − образ активно строящегося города. Мы видим, как стремительно менялись архитектура и внешний вид города в то время, когда отделом строительства обкома руководил Борис Ельцин и когда он был первым секретарем обкома.

Продолжила рассказ об выставке супруга Анатолия Грахова, которого в профессиональных кругах по сей день называют «патриархом уральской фотожурналистики». Седьмой ребенок из одиннадцати, он происходил из очень бедной крестьянской семьи. С детства приходилось много работать, помогать отцу, который потерял руку во время Гражданской войны. Валентина Грахова рассказала, что в детстве он и не планировал связывать свою жизнь с журналистикой. Первые снимки сделал на фронте, фотографировал боевых товарищей. Во время Великой отечественной войны Грахов командовал взводом связи и прошел с боями от Западной Двины до Восточной Пруссии. Был награжден орденом Красного знамени. После войны оказался в Свердловске. Первый снимок опубликовал в газете «Уральский рабочий». Вскоре его заметили и предложили стать фоторепортером ТАСС.

− Приходилось работать в бешеном ритме, соревноваться с Агентством печати «Новости». Надо было делать все очень быстро, как только позволяла технология, ведь снимали на пленочные фотоаппараты, и фотокорреспонденту приходилось не только писать тексты новостей, но проявлять и сушить пленки. Тексты и снимки высылались в ТАСС самолётом. У мужа были правительственные конверты, которые шли беспрепятственно из Свердловска в Москву и обратно. Чтобы всегда быть первым и везде успевать, он даже купил Harley Dаvidson. Вставал в шесть утра и ложился в два ночи, − рассказала Валентина Грахова.

За 35 лет работы в ТАСС Анатолий Грахов объездил всю Россию, был во многих странах Европы и Азии. Снимал Никиту Хрущева, Индиру Ганди, Мстислава Ростроповича, Фиделя Кастро, Пьера Ришара и Бориса Ельцина.

Больше всего он любил снимать детей и простых людей, «ловить» редкие бытовые и пейзажные кадры. Именно эти работы получали призы на международных конкурсах во Франции, Германии, Голландии.

До конца жизни он не расставался с камерой и гордился тем, что среди его работ нет ни одного постановочного кадра. Он умел становиться невидимым, чтобы герои не позировали, а были естественными, как в реальной жизни. Это подтверждают кадры, представленные на открывшейся выставке.

Экспозицию посетили те, кто встречался и работал с Борисом Ельциным и Анатолием Граховым. О своих встречах с первым секретарем обкома и фотокорреспондентом ТАСС рассказали Владимир Быкодоров − бывший директор Музея молодежи, Ян Хуторянский − журналист радиостанции «Маяк», Валентин Лукьянин − редактор журнала «Урал».

На этикетках, где собрана информация о каждой из работ, можно встретить знаки вопроса в квадратных скобках. Они означают, что человек, представленный на снимке, пока не известен. Но исследовательская работа продолжается. Сотрудники музея искренне надеются, что кто-то узнает себя, знакомого, родственника и сообщит им об этом.

Выставка продлится до 16 ноября. Вход свободный.