«Пермь-36»: музей трагедии

19 января 2017 г.Анна Матюхина
«Пермь-36»: музей трагедии

В Ельцин Центре в Екатеринбурге 16 января показали фильм режиссера Сергея Качкина «Пермь-36. Отражение». В центре сюжета – три героя, волею судеб оказавшихся в лагере «Пермь-36». Это рабочий Виктор Пестов, осуждённый за антисоветскую деятельность, литературовед Михаил Мейлах, хранивший запрещённую в СССР литературу, и известный правозащитник Сергей Ковалёв, работавший над выпуском еженедельника по правам человека в СССР.

По сценарию, спустя многие годы после заключения герои возвращаются в места, где они когда-то содержались под стражей. Бывший лагерь стал мемориальным музеем истории политических репрессий. А еще в местах, где ломались судьбы, на момент съемок проходил форум «Пилорама» и расположился палаточный лагерь, юные обитатели которого оценивали историю середины ХХ века по-разному – и порой совсем не так, как герои фильма.

Так что фильм «Пермь-36. Отражение» о том, что Россия продолжает переживать и «отражать», «отзеркаливать» свою историю. О том, что как и в середине или даже начале прошлого столетия, консенсус в обществе не найден. И о том, что его, по большому счету, и не пытаются искать люди, придерживающиеся противоположных точек зрения. Потому что конфликтовать проще, чем учиться слышать другого и искать компромисс.

– Это очень личный фильм, – говорит Сергей Качкин. – Как оказалось, лагерь «Пермь-36» находился всего лишь в 80 километрах от того места, где я родился и вырос. Я, конечно, знал, что был ГУЛАГ, но осознание того, что все происходило совсем близко, пришло после череды посещений этого места. Об этом я рассказываю в фильме. Я искренне захотел познакомиться с теми, кто находились в местах заключения, разобраться в том, кто эти люди, почему они не побоялись Системы и пошли на риск.

– И что это за люди?

– Их можно назвать нонконформистами. В качестве героев фильма я выбрал очень разных людей. Когда я начинал работу над фильмом, он назывался «Пермь-36. Территория свободы». Мне хотелось сделать фильм о том, что есть маленькое место, где есть свобода. Но после 2012 года у музея начались проблемы, не состоялась 13-я «Пилорама», и я понял, что мой прежний замысел нереализуем. При этом многие упрекали меня в том, что тема противоречивая. Однако к тому времени я уже отснял достаточное количество материала…

– Препятствовали ли вам во время съемок или в процессе поиска героев?

– Пока я производил исследования и снимал, то встретил полное понимание как со стороны бывшей администрации и основателей музея, так и со стороны героев фильма. Они даже признавались, что удивлены, что молодому человеку интересна данная тематика. А потом я уже стал чувствовать некую ответственность, и понял, что не могу бросить фильм.

– Что представляет собой музей?

– Этот музей отображал не только историю «Перми-36», но и историю всей Системы. И там всё было систематизировано по порядку до конца советского времени. Уникально это место и тем, что там находился барак, который был построен в сталинский период.

– Почему, на ваш взгляд, сегодня эта тематика актуальна? Почему нам важно это помнить?

– Потому что точка еще не поставлена. Сталинские репрессии – ужасная трагедия для нашей истории. При этом я понимаю реакцию людей, у которых сохранилась ностальгия по СССР. Вообще же нельзя освободиться от ГУЛАГа «по щелчку», он пропитал наше общество.

– ГУЛАГ внутри нас?

– Да, во взаимоотношениях людей, на улицах, на дорогах. Конечно, это относится не ко всем людям, но в целом все именно так. Это больная тема. И изживать ее придется в течение длительного периода. Это гуманитарная работа, тему нужно проговаривать.

– Ее нужно прожить?

– Именно так.

– С вашей точки зрения ГУЛАГ сопоставим с фашизмом?

– Это разные темы. Я сознательно, к примеру, не включил в число героев фильма тех же бывших заключенных из Прибалтики, потому что это увело бы дискуссию в другую сторону.

– Как вы выбирали своих героев? Оценивали фактуру, то, как складывалась их судьба?

– Выбор героя – самое сложное в документальном кино. Все решила интуиция. Помог Виктор Шмыров, основатель музея, который обозначил потенциальных героев. Я изучал их биографии по интернету, с некоторыми пытался связываться. Кто-то, к сожалению, на тот момент был болен или уже скончался. Для меня была важна история, но важнее всего сам человек. И я хотел провести параллели между тем, что было тогда, и тем, что мы имеем сейчас. Мой фильм - метафора нашего общества.

– Когда вы работали над фильмом, чувствовали ли, что прорабатываете свой внутренний ГУЛАГ, вы переживали его?

– Я оставался в тех местах на несколько дней, я там ночевал. И ощутил целый массив негативной энергии и человеческое страдание. Я по природе не восприимчив к подобным вещам, но мне было очень некомфортно. Но через два-три дня я свыкся с этим ощущением, потому что человек привыкает ко всему. Тем не менее, у меня не возникло желания повторно остаться в этом месте.

– К какому выводу вы пришли в итоге? Это примирение и гармония – или то, что мы должны каждый день работать над собой, чтобы изживать прошлое?

– У меня нет ответа на этот вопрос. Когда я закончил фильм, то у меня сначала возникла мысль, что, может быть, действительно, стоит все проговаривать. А потом появилась другая мысль: что, возможно, этого делать не стоит, что это стоит отложить, пока поколение людей, которые принимали участие в тех событиях, не уйдет… Когда я брался за фильм, то не думал, что все настолько остро, что я будто попал тонкой иглой в нерв. В общем, эту тему стоит проговаривать, но деликатно и сдержанно. Помню один из отзывов. После премьеры в Москве ко мне подошел человек, который в эпоху Ельцина был одним из ведущих экономистов. Он сказал: «Спасибо за фильм и правильно выбранную интонацию». И это был самый большой комплимент.

– Но реакция на фильм противоречивая…

– Да, к фильму отнеслись по-разному. Он задел за живое. Я-то хотел другого – энергетического поля для дискуссии. Но навык дискуссии у нас отсутствует. Порой люди приходят на просмотр с заранее подготовленной позицией, которая не относится к фильму.

– Показ фильма сегодня происходит в Ельцин Центре. Каковы ваши впечатления от него?

– Ельцин Центр – замечательное место. Я благодарен своему экскурсоводу. Музей замечательный, это нужное место, которое сделано очень современно, пространство дышит, здесь легко находиться. Это Центр, который смотрит вперед.

Вопрос режиссеру Сергею Качкину и герою фильма Виктору Пестову задает писатель Борис Минаев

Видео: Александр Поляков

Виктор Пестов – один из героев фильма «Пермь-36. Отражение». Порой кажется, что он все еще не «вернулся из боя» – точнее, не выбрался из той исторической коллизии, которая привела его в лагерь. А еще Виктор Пестов по-лагерному за словом в карман не лезет – резко отказывает в интервью не понравившимся журналистам, а с прочими по-исповедальному откровенен. Так кто же отражается в этом зеркале – зеркале «Перми-36»?

– Я провел пять лет в лагере, за антисоветскую деятельность. У нас была антисоветская организация «Свободная Россия», это были 1968 – 1970 годы. Мы выпускали листовки.

– Какого рода листовки?

– Как какие? Антисоветские. А мать у меня работала в КГБ.

– И как тогда вы могли заниматься антисоветской деятельностью?

– Втемную использовали матушку. Узнали, например, у нее насчет машинки. На Пасху листовки распространяли, и я спросил у нее, как попасть на мероприятие. Она сказала: «Стоит кордон дружинников, потом милиция, а потом наши сотрудники». Я говорю: «А как пройти?» Она говорит: «Делай морду колодкой, они не имеют права тебя остановить, потому что вероисповедание у нас свободное. Иди и тебя пропустят». Так и случилось.

– А что содержали листовки?

– У нас было семь видов листовок. Внизу первой листовки было написано «Да здравствует вечнозеленое дерево коммунизм». Это было после чехословацких событий. Автором листовок был Николай Шабуров, мой подельник. Я ему сказал: «Ты в лоб против коммунизма не пиши. Пиши, что мы за социализм с человеческим лицом». А уже в конце мы начали выступать с антикоммунистических позиций.

– Сколько человек было в вашей организации?

– Пять человек. С Колей мы вместе работали на кондитерской фабрике, где я был слесарем-наладчиком. Он закончил техникум пищевой промышленности. Потом он подтянул своих друзей, а я брата. Брат помог, конечно.

– И где вы распространяли вашу, так сказать, печатную продукцию?

– В Свердловске. Вадику послали листовки в Серов, но он не успел их распространить. Мы распространяли их 1 мая 1969 года, 25 апреля 1970 года и 1 мая 1970 года. А 20 мая нас арестовали. Меня взяли на работе. Привели на Вайнера,4, в КГБ, и начали кричать: «Как ты мог, у тебя мать тут работала! Чего тебе не хватало?!»

– И что вы ответили?

– Я сидел и молчал.

– Но все-таки зачем вы, действительно, все это делали? Что вами двигало?

– Чувство справедливости. Было 70-летие советской власти, революции. И Коля привел меня к своим родным, в дома с полуподвальными помещениями, а я жил напротив в пятиэтажном доме, наверху. И мы спустились вниз, в полумрак. Досок не было, земляной пол. И он сказал: «Видишь, как люди живут, – и сравни, как ты живешь?»

– А в лагере как вы жили?

– Нормально, я же молодой был, мне было 22 года. В бараке жили, в нашей секции было 60 человек и в другой 60. Мы делали детали для утюгов. Сидел я по 70-й статье «Антисоветская агитация и пропаганда, проводимая в целях ослабления или подрыва Советской власти».

– То есть к свержению советского строя все-таки призывали?

– Ну а как же! Но не прямо. А после лагеря я снова слесарем стал работать.

Другие новости

Детям

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.